Является ли железнодорожное сообщение Пакистан-Иран-Турция экономически жизнеспособным?
В прошлом месяце турецкие, иранские и пакистанские официальные лица договорились возродить железнодорожную сеть Стамбул-Тегеран-Исламабад (ITI), которая была запущена в 2009 году. Цель проекта заключается в укреплении коммуникационных и торговых связей между тремя странами.
До сих пор поезд проводил пробные запуски, но официальные лица дали понять, что он будет введен в эксплуатацию в ближайшее время.
Железнодорожная линия протяженностью 6500 километров (4030 миль) протянется на 1 950 километров в Турции, 2 600 километров в Иране и 1 990 километров в Пакистане.
Хотя ITI не является частью китайской инициативы «Пояс и дорога» (BRI), эксперты говорят, что в конечном итоге железнодорожное сообщение будет в нее включено.
Фатемех Аман, иранский аналитик из центра Южной Азии Атлантического совета, говорит, что если предложенная сделка между Китаем и Ираном на сумму 400 миллиардов долларов (329 миллиардов евро) станет реальностью, Пекину потребуется больше проектов, таких как ITI, для расширения связей в регионе. «Кроме того, если Китаю удастся взять на себя роль США в Азии, ему потребуется более тесное партнерство с региональными странами», — сказала она.
Легкое перемещение и увеличенное взаимодействие
Эксперты говорят, что ITI увеличит связь между тремя странами и значительно облегчит путешествия. Путешествие из Стамбула в Исламабад на поезде займет гораздо меньше времени (11 дней), чем морской путь, который занимает до 21 дня.
«ITI сделает поездки проще и безопаснее, чем междугородние автобусные перевозки. В долгосрочной перспективе это, возможно, сделает путешествие более дешевым для паломников и более приятным, чем авиаперелет», — сказал Лукаш Пшибышевский, аналитик по Западной Азии Варшавской академии военных исследований.
Аман считает, что если проект начнет функционировать, то это «резко увеличит связь между Турцией, Ираном и Пакистаном».
«Это ускорит грузовые и контейнерные перевозки, сократит время в пути и сэкономит затраты», — добавил Аман.
Риски безопасности
Но Том Хусейн, аналитик из Исламабада, относится к проекту с осторожностью. «Многие транснациональные проекты грузовых поездов и газопроводов десятилетиями пылились из-за политической нестабильности в регионе», — сказал Хусейн.
«Даже сейчас будущее ITI зависит от двух основных факторов: отмены санкций США в отношении Ирана и окончания Афганской войны. Кроме того, потребуются огромные инвестиции в железнодорожно-портовую инфраструктуру, чтобы проект был финансово жизнеспособным», — добавил он.
Существует также опасность для безопасности ITI, поскольку он проходит через районы, которые сильно пострадали от исламистской воинственности. Боевики группировки» Исламское государство » (ИГ) особенно активны в некоторых районах пакистанской западной провинции Белуджистан и Ирана. Кроме того, сепаратистские повстанцы в Белуджистане регулярно нападают на силы безопасности в этой провинции.
— Риск для безопасности огромен. ITI станет легкой мишенью для боевиков», — сказал Пшибышевский, добавив, что власти могут принять меры для минимизации угрозы.
Аналитик Аман говорит, что трансграничные нападения в районах Белуджистана Ирана и Пакистана также представляют угрозу для железнодорожного сообщения. «Но мы видели, что взаимные экономические интересы играют определенную роль в улучшении ситуации с безопасностью», — сказала она, добавив, что правительства этих стран должны обеспечить участие местных жителей в этих проектах.
«Это потребует политических реформ и изменения восприятия безопасности», — сказал Аман.
Вопросы финансирования
Но как Пакистан, переживающий острый экономический кризис, будет финансировать этот дорогостоящий проект? Местная железнодорожная сеть южноазиатской страны находится в руинах, и модернизация путей в провинции Белуджистан будет гигантской задачей.
«Для Ирана, Пакистана и Турции это не самый рентабельный проект, но, тем не менее, он необходим. Мы увидим его экономические выгоды в ближайшие годы», — сказал Пшибышевский.
Исламабадский аналитик Хусейн говорит, что проект потребует огромных иностранных и частных инвестиций.
-Вот тут-то и вступает в игру китайская BRI. Она может оказаться ключевым игроком в операциях ITI, точно так же, как это происходит с Евразийским соединением», — подчеркнул он.
Однако в сообщениях СМИ говорится, что Китай будет оказывать ITI только «политическую поддержку», и что Пекин ожидает, что Иран, Пакистан и Турция понесут расходы по проекту.