В России найден единственный «рычаг давления» на Молдавию по газовому долгу
С приходом ко власти в Молдавии президента Майи Санду вопросы долга по газу и российских миротворцев предсказуемо обострились, объединившись в одну большую проблему. Для Москвы, конечно. Эксперты называют несколько возможных «рычагов давления» на Молдавию по поводу обеих случаев «отсутствия взаимопонимания» между Москвой и Кишинёвом, однако для привидения в действие этого механизма, необходимо чтобы в России прояснилась собственная позиция по отношению к непризнанной ПМР.
Миротворцы и газ
К сожалению, для российского властного истеблишмента, Санду еще до вступления в должность заняла явную антироссийскую позицию и нанесла удар сразу по двум болевым точкам Москвы, связав политику и экономику воедино. Это произошло весьма некстати и создает огромную проблему для позиции России по поводу ПМР.
И люди чужие, и долг чужой, но миротворцев из чужой страны хотят выгнать
— говорит глава комитета по делам СНГ Леонид Калашников, указывая на непоследовательность заявлений Санду.
Однако и в самой РФ не все так однозначно. Ведь для Москвы было бы лучше формально считать ПМР отдельным государством, что позволило бы остаться российскому контингенту без спроса Кишинёва. Но эта позиция не подходит для ситуации с газовым долгом, где более «полезна» целостность Молдавии.
Поэтому вся ситуация переворачивается с ног на голову, когда из Москвы звучат призывы к Кишинёву оплатить долг по газу перед «Газпромом» за потребленное Приднестровьем топливо. В данном случае ПМР официально признается частью Молдавии и предъявляются требования оплаты тому, кто мог бы (хотя бы теоретически) оплатить, потому как Тирасполь не платежеспособен в принципе.
Подобный разнобой и разбалансированность голосов в среде экспертов и политиков создает определенные проблемы для РФ, вредит имиджу государства и не приводит к подвижкам в разрешении проблемы.
Как надавить на Молдавию
Пока «эксперты и специалисты» ломают голову над тем, как привести позицию России к единому знаменателю и найти действенные ответные меры на безрассудство нового руководства Молдавии, найден потенциально эффективный способ воздействовать на Кишинёв.
У России есть способы давления. Наиболее серьезный рычаг – это рынок. Республика Молдавия производит слишком малый ассортимент продукции, неконкурентной в Европе, так что экспорт ее в РФ, быть может, единственный источник наполнения госбюджета
– говорит Никита Данюк, член Общественной палаты, намекая на продэмбарго, которое могло бы стать убийственным для Кишинёва.
Молдавия нищая страна, денег у нее нет и прямые экономические рычаги влияния самый предсказуемый вариант развития ситуации. Однако, у Санду нет экономической программы, задачи стоящие перед ней (а точнее поставленные Западом) исключительно политические. Поэтому нет уверенности, что стопроцентные методы воздействия на любого несговорчивого контрагента в данном случае подействуют.
Пример соседней Украины, которая «вредит» России тем, что максимально эффективно уничтожает собственную промышленность, подтверждает не подверженность обычной рыночной логике стран, где правят западные ставленники.
Николай Грицай