NI рассказал, как весь мир смеялся над самым уродливым истребителем США

12 мая 2021, 21:32

Этот самолет своим внешним видом вызывал только смех и стыд.

Американский военный эксперт Роберт Фарли опубликовал статью, в которой рассказал о самом уродливом стелс-истребителе США, над которым смеялся весь мир.

В конце Холодной войны Пентагон предложил совместный проект истребителей в надежде сократить общее материально-техническое обеспечение полевых сил, а также минимизировать затраты на разработку. Каждая из трех истребительных авиационных служб нуждалась в замене самолетов 4-го поколения в своем арсенале: F-15 и F-16 в случае ВВС, а также F/A-18 и AV-8B Harrier в случае ВМС и морской пехоты. Новый истребитель, таким образом, нуждался в обычных, несущих и STOVL (короткий взлет вертикальная посадка) конфигурациях.

МО США исторически не везло с совместными программами, но была надежда, что возросшая «сплоченность» между службами в сочетании с более совершенными производственными технологиями и более тщательно продуманными логистическими процедурами сделает новый истребитель достойным усилий. Все понимали, что победитель конкурса, скорее всего, будет иметь большой экспортный успех, поскольку многие ВВС во всем мире нуждались в истребителе пятого поколения. Короче говоря, это была самая крупная сделка на горизонте оборонной промышленности после окончания Холодной войны. Boeing и Lockheed Martin выиграли контракты на разработку проекта.

Построенные по одним и тем же техническим требованиям, X-32 и F-35 имели относительно схожие эксплуатационные параметры. Решив конкурировать по стоимости, Boeing спроектировал X-32 вокруг цельного дельта-крыла, которое подходило бы всем трем вариантам. У X-32 отсутствовал приводимый в действие валом турбовентиляторный подъемник, вместо этого он использовал ту же систему векторизации тяги, что и AV-8 Harrier. Система Х-32 была менее совершенной, чем у F-35, но и менее сложной.

Х-32 был рассчитан на достижение 1,6 Маха в обычном полете. Он мог нести либо шесть «Амраамов», либо две ракеты и две бомбы в своем внутреннем оружейном отсеке. Дальность полета и характеристики скрытности были в целом аналогичны тем, которые ожидались от F-35, и корпус самолета мог вместить большую часть современного электронного оборудования.

#20Prototypes 5 of 20: The Boeing X-32 was a concept demonstrator aircraft in the Joint Strike Fighter contest. It lost to the Lockheed Martin X-35 demonstrator which was further developed into the Lockheed Martin F-35 Lightning II. pic.twitter.com/jC4BZr54hR

— Mark Lane 🇬🇧 (@marklanebiz) May 21, 2019

Одно можно сказать наверняка: Х-32 был уродливым самолетом, который вызывал смех у всего мира. Он был похож странный гибрид А-7 и чудовищно деформированного ламантина. F-35 тоже не является эталоном с эстетической точки зрения, но у него с дизайном было не все так плохо. Какое это имеет значение? Хороший вопрос. Пилоты истребителей не любят летать на самолетах, которые выглядят так, будто их может переехать скоростной катер Флориды.

Boeing решил избавиться от Х-32. Вместо того, чтобы построить один демонстратор, способный выполнять требования всех трех служб, Boeing построил два. Один — способный к обычному сверхзвуковому полету, а другой — к вертикальному взлету и посадке. Прототип Lockheed тоже мог делать и то, и другое. Пентагону также понравился инновационный (хотя и рискованный) характер турболифта F-35. Наконец, опыт с F-22 показал, что он, вероятно, мог бы справиться с другим крупным проектом истребителя-невидимки.

Выбранный в итоге в 2001 году F-35 стал крупнейшим проектом Пентагона по закупкам всех времен и одним из самых обремененных проблемами. Х-32, конечно, избежал всех наиболее значительных проблем, связанных с F-35. Он никогда не сталкивался с десятилетиями испытаний и перепроектирования, он никогда не видел массовых перерасходов средств, он никогда не подвергался бесконечной серии статей о том, как он не может превзойти F-16A в воздушном бою. Его просто не приняли на вооружение. Сейчас невозможно сказать, столкнулся ли бы Х-32 с теми же трудностями, что и F-35. Учитывая сложный характер перспективных истребительных проектов, ответ почти наверняка будет «да».

Виталий Романюк