Долговая удавка Запада оказалась для Украины страшнее дефолта
Запад не даст Украине объявить дефолт, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Богдан Безпалько.
Главным вопросом финансовой политики Украины остается объем государственного и гарантированного государством долга. Оценки разнятся, но цифра может уйти за 2,5 трлн гривен (около 90 млрд долларов).
Украинский госдолг равен 63% от ВВП, из него 300 млрд гривен — это гарантированный государством долг юридических лиц, а 2,2 трлн гривен — заимствования, взятые Киевом у кредиторов на государственные нужды.
Макроэкономически это не худшее состояние украинских финансов: в 2014-2017 года госдолг Украины доходил до 80% от ВВП, но проблемой является резкий рост показателя в течение «коронакризисного» года.
Украина находится под угрозой дефолта
По данным Национального банка Украины (НБУ), чистые заимствования Киева (превышение новых заимствований над погашением старых) в 2020 году установили рекорд. Данная цифра составила 300 млрд гривен (около 11 млрд долларов).
Расходная часть госбюджета Украины составляет 1 трлн гривен, поэтому разговор идет о 30% от данной суммы.
Госдолг создает украинцам стратегические проблемы: его объем в пять раз превышает золотовалютные резервы. Деньги берутся не для развития экономики, а для потребления: банки не кредитуют бизнес.
Финансовая ситуация ухудшается, из-за чего в Киеве ведутся разговоры о дефолте, но они начались еще в 2013-2014 годы, а Украина так и не отказалась платить по западным долгам, несмотря на полный развал экономики.
Политика и рекомендации западных кредиторов играют на Украине ключевую роль. Технически дефолт на Украине состоялся после того, как Киев отказался обслуживать российский кредит на 3 млрд, выданный правительству Азарова-Януковича в 2013 году.
Данный вопрос «утонул» в разбирательствах в Высоком суде Лондоне, где судьи не хотят выносить не имеющее альтернативы решение против Украины, ведь апелляции Киев к политическому характеру этого кредита дезавуированы его действиями.
Сразу после госпереворота новый премьер Арсений Яценюк запросил Москву продолжить кредитование Украины. Киев до конца 2014 исправно выплачивал проценты по долгу 2013 года, а отказ от него произошел в 2015 году.
На Западе разрешили украинцам не платить РФ, поэтому эта странная ситуация не называется дефолтом, но с западной кредитной иглы Киеву слезть не удастся, из-за чего деградация экономики Украины является неизбежной.
Украина экономически управляется Западом
«Официального дефолта на Украине не будет, но не по экономическим, а по политическим причинам. Дефолт Украины означает признание ошибочности пути, который избран украинскими элитами в 2014 году», — заключает Безпалько.
Реального роста экономики на Украине нет, для него отсутствуют предпосылки, именно это и подтверждает ситуация с госдолгом.
«Украина за семь лет не создала новой индустрии и не совершила рывка в области сельского хозяйства. Ничего прорывного в стране нет — там продолжаются деградация, депопуляция и разрушение инфраструктуры и экономики», — резюмирует Безпалько.
В отношении Украины западные спонсоры создали режим, ограничивающий ее государственный суверенитет, пусть и формально он реализуется с помощью принятого Верховной радой законодательства.
«Это закон о продаже земли и и фактически закон о внешнем управлении, включающий в себя процесс государственного управления ряд структур, не предусмотренных базовыми нормативными актами. Еще есть такое положение, как фактический запрет для Украины, по ограничению экспорта леса-кругляка в ЕС из западных областей», — констатирует Безпалько.
Внешнее происхождение этих украинских нормативных актов можно проследить по рекомендациям Киеву со стороны Международного валютного фонда, ЕС и США.
«Если взять вопрос леса-кругляка, то нормальное государство предложило бы разместить у себя производства по переработке этого материала, но со стороны Украины не было сделано даже таких предложений», — заключает Безпалько.
Украина продолжает существовать под внешним управлением. Экономика разваливается, но отказ от госдолга невозможен. Заимствования будут компенсироваться за счет граждан: газовые тарифы с 2014 года увеличились в 15 раз.
«Увеличение госдолга усиливает данный процесс и поднимает внутренние цены еще выше. В результате продолжится вымывание населения и другие негативные экономические тенденции, включая разрушение инфраструктуры, промышленности и всего остального. В такой ситуации люди будут больше болеть и умирать», — заключает Безпалько.
Однако данная ситуация превращается в проблему и для Запада. На Украине создана система, существующая за счет внешнего финансирования, но лояльность украинских властей с каждым годом обходится дороже.
Запад платит Киеву за антироссийскую политику, но ее реальная эффективность не высока.
«Запад вкладывает деньги не впустую и рассчитывает получить их обратно. Повышение тарифов на Украине и экономическая политика страны являются выражением этого. Власти выбивают деньги из населения, чтобы оплачивать долговую кабалу, которая является результатом украинской государственной политики последних лет», — резюмирует Безпалько.