Брюссель обнародовал план действий на случай провала переговоров по Brexit
Брюссель опубликовал план действий на случай, если торговые переговоры с Великобританией не увенчаются успехом. ЕС хочет удостовериться в том, что самолёты и грузовики продолжат движение, а также предотвратить другой хаос в подобном сценарии. Фактически Брюссель пытается «подстелить солому», что, по мнению экспертов, имеет смысл с учётом значительной неопределённости судьбы переговоров по Брекситу.
Европейская комиссия объявила подробности своего плана в четверг, 10 декабря. Согласно ему, авиакомпании смогут продолжать летать по своим обычным маршрутам между ЕС и Великобританией даже после того, как Великобритания выйдет из единого рынка 1 января. Коснётся это решение и перевозчиков, пересекающих Ла-Манш.
Брюссель также предлагает, чтобы ЕС и Великобритания предоставили льготный период рыбакам, чтобы и дальше иметь доступ к водам соседей.
«Хотя комиссия будет продолжать делать всё возможное для достижения взаимовыгодного соглашения с Великобританией, в настоящее время существует значительная неопределённость в отношении того, будет ли сделка заключена до 1 января 2021 года», — говорится в заявлении ведомства.
Брюссель потратил недели, сопротивляясь интенсивному давлению со стороны стран-членов, призывающих опубликовать планы. По мнению правительства, это могло сорвать торговые переговоры с Великобританией, создав впечатление, что ЕС подготавливает «страховочную сетку» на тот момент, когда завершится переходный период после выхода Великобритании из ЕС.
Но официальные лица ЕС заявили: комиссия была вынуждена действовать, потому что до конца года оставалось мало времени. Ненадёжность торговых переговоров была подчёркнута во время вчерашней встречи премьер-министра Британии Бориса Джонсона и президента ЕК Урсулы фон дер Ляйен. Ужин лишь обнажил пропасть, разделяющую две стороны.
Фон дер Ляйен заявила в четверг, что блок обязан «быть готовым ко всем непредвиденным обстоятельствам».
Брюссель настаивает на том, что он делает минимум, необходимый для предотвращения серьёзных экономических потрясений для европейских граждан и предприятий. В заявлении отмечается, что цель этого плана заключалась в том, чтобы «обеспечить временное решение, пока продолжаются переговоры о будущем партнёрстве, а не в устойчивом смягчении негативных последствий Brexit».
Меры на случай непредвиденных обстоятельств касаются областей, в которых нет международного запасного решения, которое могло бы сработать для предотвращения хаоса, если торговая сделка не будет заключена к концу года.
Брюссель, например, отметил, что отказ от создания временной системы для автоперевозчиков вызовет неуправляемые сбои и создаст серьёзную угрозу интересам ЕС.
Некоторые предложения, требующие одобрения со стороны национальных правительств и Европейского парламента, должны быть приняты правительством Великобритании. Так обстоит дело с предложением по воздушному транспорту, которое позволит британским перевозчикам продолжать существующие пассажирские и грузовые авиаперевозки в страны ЕС в течение шести месяцев.
Брюссель также предложил обеспечить постоянное действие сертификатов безопасности полётов.
Что касается рыболовства, то юридическое предложение позволит ЕС выдавать разрешения британским судам на вход в акваторию ЕС, если Великобритания ответит взаимностью. Временная договорённость будет действовать до конца 2021 года.
Предложение по автомобильному транспорту гарантирует, что торговля через Ла-Манш не будет ограничена из-за отсутствия разрешений на перевозки, и продолжится на протяжении шести месяцев.
Заявления комиссии не коснулись финансовых услуг на том основании, что дальнейший доступ на рынок в этой области зависит не от торговых переговоров, а от отдельной работы над регулирующими разрешениями. Брюссель ещё не уточнил, на какие рыночные права может рассчитывать Лондон.
Комиссия предупредила национальные правительства, чтобы они не подрывали позицию ЕС, которая заключается в том, что следует вводить лишь минимум чрезвычайных мер. Он также призвал столицы использовать свои коллективные рычаги воздействия на борьбу за интересы ЕС в сценарии «без сделки».
«В любом случае коллектив ЕС имеет более сильную переговорную силу, чем государства, действующие в одиночку», — заявила комиссия. — «Эта переговорная сила выгодна всем странам-участницам. Её необходимо использовать для обеспечения равных условий игры между ЕС и Соединённым Королевством».