Антироссийская политика Латвии превращает порты страны в металлолом
Деградация латвийских портов является следствием разрыва связей с РФ, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
Бывший министр сообщения и экономики Латвии Айнарс Шлесерс раскритиковал политику властей по реформированию модели управления латвийскими портами, предложив их пустить на металлолом, как это уже произошло с железнодорожными рельсами.
Правительственная коалиция Латвии предложила изменить закон о портах и создать государственные общества.
В этих структурах государство будет контролировать не менее двух третей акций, а режим распространится на Рижский порт, Вентспилсский порт и Лиепайскую специальную экономическую зону. Целями реформы обозначены приход профессионалов и уменьшение влияния чиновников, однако на деле это обычная борьба за одни из немногих рентабельных активов в Латвии.
Сначала будут отреформированы Рига и Вентспилс, а после 2023 года к ним присоединится Лиепая.
Позиция портовых организаций учтена не была: они утверждают, что выгода от данной инициативы не очевидна, а в программе не обозначена компенсация спада грузооборота в портах. Эту точку зрения поддержал в своем выступлении Шлесерс.
Шлесерс связал падение грузопотока в портах и на железной дороге с политикой министра сообщений Латвии Талиса Линкайтса, который не ведет диалога с восточными соседями страны – с Россией и Казахстаном. Такая линия повлечет деградацию отрасли, снижение грузооборота портов и их экономическое ослабление, а ведь это крупнейшие налогоплательщики в латвийский бюджет.
В 2020 году в Рижском порту было перевалено 23,7 млн тонн грузов, в Вентспилсском – 12,9 млн тонн, а в Лиепайском – 6,6 млн тонн. За 2020 год транзитные потоки сократились на треть, а причиной этого стал уход российских грузопотоков.
Бывший министр иностранных дел Латвии, а сегодня заместитель председателя правления Вентспилсского порта Гиртс Валдис Кристовскис потребовал от ЕС наложить на РФ экологические пошлины. Латвийский деятель утверждает, что российская политика, которая привела к уходу грузопотоков из Латвии, увеличивает выбросы CO2 и вредит европейской логистике.
Заявление Кристовскиса демонстрирует транспортный кризис в Латвии: оборот портов снижается, а железнодорожная отрасль показывает убытки. Дело дошло до аукционов, «Латвийская железная дорога» решила продать 4300 тонн металлолома, включая рельсы.
Без российских грузов построенная в последние десятилетия СССР транспортная инфраструктура Латвии приходит в негодность, разваливается и распродается, аналогичный процесс в рамках Клайпедского порта происходит в Литве.
У Прибалтики нет будущего без России
«Прибалтийская экономика здорово деградирует: она серьезно зависит от региональной торговли, а если брать международный фактор, то даже по Eurostat видно создание в данных странах режима искусственной изоляции от РФ», – заключает Оленченко.
Вмешательство прибалтов в белорусские дела ускорило негативные процессы, причем снижение транзитных показателей в 2020 году наглядно показывает зависимость Латвии, Литвы и Эстонии от грузопотоков из РФ и других стран Евразийского союза.
Россия продолжает использовать Рижский порт и эстонскую инфраструктуру, но после завершения строительства инфраструктуры в Усть-Луге данное взаимодействие превратится в разовые контракты отдельных поставщиков.
«Что касается латвийского нововведения, то его идея заключается в распределении прибыли от портов, пока они способны ее приносить. Вторым фактором, подстегнувшим процесс, стали пандемия и блокировка коммуникаций в ЕС», – резюмирует Оленченко.
На фоне других отраслей прибалтийской экономики доходы портов выглядят лучше. Из-за этого государства начали вести борьбу за доступ к этим активам, ведь их финансовые возможности сегодня больше, чем у других экономических секторов.
«Никто там не задумывается о перспективах, просто идет борьба за любые доходные отрасли экономики. С одной стороны – это передел активов, а с другой – прелюдия к тому, что значение прибалтийских портов продолжит падать», – констатирует Оленченко.
Из-за конфликта с РФ и поддержки белорусской оппозиции перспективы прибалтийского транзита выглядят смутно. Уже есть перевод белорусских нефтепродуктов в Усть-Лугу: если процесс распространится на калийные удобрения, Клайпедский порт станет убыточным.
Антироссийская политика прибалтов выходит им боком: вместо того, чтобы быть посредником между РФ и ЕС, там создают европейскую окраину. Данная политико-экономическая модель не имеет перспектив, что и видно по истории с портами.
«У прибалтов нет такой платформы для взаимодействия, как Вышеградская группа у стран Восточной Европы. Эстония пытается максимально сблизиться с Финляндией и Польшей, а Литву связывают с Польшей. В данном раскладе объективно провисает Латвия, которой было бы лучше искать связи с РФ, тем более для этого существует много предпосылок», – заключает Оленченко.
Все экономические связи Латвии были всегда завязаны на Россию, и эта объективная реальность сегодня сохраняется.