Опасные иллюзии: «нерушимая оборона» Украины рухнет за три дня
Продолжая раздувать военную истерию, власть Украины, похоже, находится в плену заблуждения, которое может оказаться роковым. Причем, увы, не только для нее самой, но и для миллионов людей, втягиваемых в милитаристическую авантюру без малейшего шанса на успех.
Автор: Александр Неукропный, издание «Репортёр«
Создается впечатление, что подмахнувший недавно изрядно отдающую паранойей «Стратегию национальной обороны», Владимир Зеленский и вправду верит в то, что написано на ее страницах – прежде всего, в готовность и способность всех жителей «нэзалэжной» поголовно идти в «последний и решительный» бой, выполняя продублированные им приказы Вашингтона. Попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле.
Гладко было на бумаге
В последнее время настоящим фетишем для «великих стратегов» из Киева стала так называемая «территориальная оборона», с помощью которой они твердо намерены превратить возможное военное столкновение на Востоке страны в максимально крупномасштабный и кровопролитный конфликт. Все очень просто – нанеся удар на Донбассе, ВСУ рассчитывают спровоцировать на ответные действия защитников Республик. Это, в свою очередь, станет поводом для попытки «полноформатного» наступления на Донецк и Луганск, которое вынудит вмешаться уже Россию – либо завуалировано, либо совершенно открыто.
При этом весьма характерной чертой нынешнего обострения является тот момент, что и в ДНР-ЛНР, а также, что гораздо важнее, в Москве не просто дают понять, а уже открытым текстом предупреждают: территорией одного лишь Донбасса зона боевых действий, в случае их начала и выхода на определенный уровень, скорее всего, не ограничится. Недаром же проверка боеготовности сегодня происходит не только в частях и соединениях отечественных Вооруженных сил, дислоцированных в той же Ростовской области и прилегающих регионах, но и в округах, которые расквартированы в Западном военном округе. При этом стоит понимать, что хорошо организованный марш моторизованных колонн на Киев со стороны, допустим, Черниговщины, блокировать и остановить нереально в принципе. Разве что путем создания глубоко эшелонированной инженерной системы обороны, чего на этом направлении ВСУ не имеют и близко…
В Киеве не могут не понимать, что сил и средств для противостояния регулярным частям российской армии в его распоряжении нет. Все мало-мальски боеспособные части ВСУ, находящиеся на Донбассе, будут скованы оборонительными боями, а, скорее всего, окружены и блокированы с последующей сдачей в плен или уничтожением.
Вот тут-то в дело и должны вступить «неисчислимые рати», приписываемые сегодня украинской «территориальной обороне». Именно им, по задумке тех, кто сегодня взял курс на предельное обострение ситуации, предстоит «продержаться до подхода НАТО». Или, как минимум, до того момента, когда «мировое сообщество принудит Москву остановить наступление», а то и признать собственное поражение. При этом чем больше «территориальщиков» погибнет – тем лучше. Это станет прекрасным информационным способом для дальнейшего раскручивания образа «безжалостных русских агрессоров» и основой для последующего выдвижения «нэзалэжной» нового вороха претензий к нашей стране – как материальных, так и прочих.
На первый взгляд – все придумано хитро и устроено гладко. Так оно всегда бывает – на бумаге, в планах и стратегиях, при составлении которых собственные возможности значительно преувеличиваются, а противник выставляется круглым идиотом и полным неумехой. Именно в мобилизационных планах «нэзалэжной» фигурируют фантасмагорические цифры, в соответствии с которыми в мгновение ока в ряды ее защитников должны влиться чуть ли не сто тысяч резервистов как раз и числящихся в батальонах «территориальной обороны». Вопрос в том, что «числящихся» в данной фразе – ключевое слово. На деле же эти резервы столь же «реальны», сколь безумные заявления Зеленского о том, что «за Украину будут сражаться все до единого ее жители – мужчины и женщины» и его стремление довести страну до крайнего предела милитаризации. Это все виртуальность, господа – виртуальные силы для виртуальной войны. Для того чтобы вникнуть в истинное положение, необходимо понять, что в действительности представляет собой украинская «территориальная оборона». И, прежде всего, вспомнить, кем, как и для чего она создавалась.
Дикое «войско»
Рождение рот и батальонов «территориальной обороны» было, вопреки официальному вранью Киева никак не «ответом на агрессию и проявления сепаратизма на Востоке», а отчаянной попыткой хоть как-то «утилизировать» буйную, неуправляемую и невменяемую «майданную вольницу», разгулявшуюся на Украине после совершенного там весной 2014 года государственного переворота. На Донбассе еще не прозвучало ни единого выстрела – а их уже спешно сколачивали, сгоняя туда рвущуюся продолжить «революцию» биомассу, совершенно не желавшую возвращаться к нормальной жизни. При этом наиболее обезбашенные и жаждущие крови особи рванули в «добробаты» вроде «Азова», «Айдара», «Донбасса» и прочих банд головорезов, не к ночи будь помянуты. «Тербаты», как их стали называть со временем, изначально не рассматривались, как сила, годная для боевого применения в АТО. По задумке «постмайданной» власти их задачи были куда скромнее – заменить в тылах спешно передислоцируемые на Восток более-менее боеспособные военные подразделения. Ну, а в случае, если бы Москва и вправду решила бы навести настоящий порядок на территории взбесившейся «соседки» (чего в Киеве в 2014-2015 году ждали на полном серьезе, к сожалению – напрасно), именно «тербатам» предназначалось стать ядром будущего «партизанского движения» – в точности, как это декларируется сейчас.
Как водится, жизнь внесла в бумажные планы достаточно жесткие коррективы – взять Донбасс с налета не вышло, и «пушечного мяса» для братоубийственной войны стало не хватать уже в самом скором времени. Вот тогда-то, в конце 2014 – начале 2015 года, это дикое «войско» принялись отправлять в зону боевых действий. Впрочем, командованию АТО не потребовалось много времени для того, чтобы убедиться – идея оказалась провальной…
Притчей во языцех, не в последнюю очередь благодаря словоохотливости тогдашнего главного военного прокурора Анатолия Матиоса, стала отнюдь не героическая история «территориального батальона «Прикарпатье», сколоченного из жителей Ивано-Франковщины. Казалось бы – самые, что ни на есть лютые галичане. Отборные бандеровцы! Да они должны были с поводков рваться, чтобы «поставить москалей на ножи» или уж, на худой конец, костьми лечь, чтобы не отдать «оккупантам» хоть метр земли «нэньки». Куда там… Вояки из «прикарпатцев» оказались в точности такими же, какими были их предки, толпами бежавшие записываться в дивизию СС «Галичина». Из-под Иловайска они драпанули так, что с очень большим трудом их удалось остановить аж через несколько областей – в окрестностях Кировограда. При этом, по воспоминаниям Матиоса, махновцы в сравнении с этой расхристанной и поголовно пьяной бандой смотрелись бы кавалергардами на параде. Его самого, кстати, тогда «тербатовцы» едва-едва не «угостили» из гранатомета…
«Прикарпатье» с позором разогнали, обвинив именно его командование и личный состав в Иловайском позоре. Надо ли уточнять, что под Дебальцево другие подразделения «территориальной обороны» проявили себя в точности так же «доблестно», после чего было принято категорическое решение не подпускать их к «зоне АТО» даже на пушечный выстрел. Пусть «воюют» дома! С тех пор система «территориальной обороны», по идее, должна была бы превратиться в механизм подготовки и переподготовки резервистов. При этом основной упор делается на переобучение офицеров запаса – как во множестве «наштампованных» военными кафедрами украинских ВУЗов и не умеющими вообще ничего, так и проходивших службу по тем воинским специальностям, которые в ВСУ сегодня попросту не востребованы по причине банального отсутствия соответствующих видов вооружений и техники. В действительности, впрочем, все обстоит совершенно иначе.
Несмотря на «грозные» законы и предписания – о «мобилизации в течение суток», «обязательном прибытии на военные сборы» и тому подобном, 90% резервистов игнорируют подобные вещи самым решительным образом. По откровениям самих же офицеров «тербатов», все это «воинство» существует исключительно в отчетах, докладах, справках и прочих реляциях, исправно отправляемых в Киев «с мест» военкоматами, ныне переименованными в «нэзалэжной» в «территориальные центры комплектации ВСУ». При этом даже то мизерное количество «штыков», которое время от времени удается наскрести для проведения «военных сборов» занимается на них сущей ерундой. Нет ни патронов, ни гранат для боевой учебы, ни горючего для того, чтобы заправлять технику, ни, по большому счету, самой этой техники. Возможно, для проведения демонстративно объявленных Киевом сборов «подразделений территориальной обороны Южного региона», являющихся, по сути, лишь звеном в цепи провокаций у границ российского Крыма, хоть что-то да наскребут. Показуха – это как раз то, в чем украинские вояки поднаторели изрядно… Однако делать реальную ставку на партизанско-махновские тыловые формирования в случае развертывания серьезных боевых действий с регулярной армией – чистой воды самоубийство.
Сейчас далеко не 2014 и не 2015 год. Наиболее пригодные на роль бойцов украинского «фольксштурма» кадры – бывшие бойцы «добробатов», прочие «ветераны АТО» и им подобные по большей части либо давно нашли свой бесславный конец на Донбассе, либо вконец спились, «поймали» передоз или сгинули в междоусобных «разборках». Те из них, кто выжил, равно как и прочие «патриотические активисты» весьма неплохо пристроились в мирной жизни в роли рейдеров, «крышевальщиков», борцов за «мову» или митинговых горлопанов. В бой они вовсе не рвутся. Да к тому же, все отчаянные попытки Киева раздуть до небес милитаристский психоз, разбиваются о цифры в коммунальных «платежках», ценники в магазинах, творящийся в стране коронавирусный ужас… Массового потока реальных добровольцев не будет, а наловленные наспех резервисты, скорее всего, разбегутся при первом удобном случае. Система «территориальной обороны», которую тот же Зеленский отчего-то считает «нерушимой» и «мощной», развалится, как гнилой тын, за один день. Максимум – за три. И лучше бы властям Украины даже не пытаться доводить дело до ее «ввода в бой»…