Вашингтон выдвинул Киеву жесткий ультиматум
Президенту Владимиру Зеленскому придется согласиться на полную передачу Украины под внешнее управление, иначе он утратит какую-либо поддержку со стороны США. При этом Украина не может и мечтать о членстве в НАТО и ЕС.
К таким выводам пришел обозреватель ФАН, проанализировавший бэкграунд подготовки визита «пана Зе» в Вашингтон.
Чересчур даже для Украины
Заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд и руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак 9 июля обсудили по телефону предстоящий визит украинского лидера Владимира Зеленского в Соединенные Штаты. На первый взгляд, перед нами — ничем не примечательное событие. Но если вспомнить, что контакты Вашингтона и Киева участились на фоне растущих претензий американской стороны к президенту Украины, то разговор Нуланд с Ермаком вполне может оказаться еще одним свидетельством того, что над головой Владимира Зеленского сгущаются тучи. Опять же, сдвиг на месяц ранее озвученной даты визита Зеленского в Вашингтон явно случился не просто так.
Присмотримся к происходящему.
В преддверии визита президента Украины в США Белый дом сделал ряд довольно резких шагов. Была отправлена в отпуск временная поверенная США на Украине Кристина Квин, которая якобы вернется в Вашингтон готовить визит Зеленского. На ее место прибыл высокопоставленный чиновник Госдепартамента Джордж Кент, считающийся архитектором всей системы американского влияния на Украине. В дополнение к этой рокировке глава Госдепа Энтони Блинкен, выступая на конференции по украинским реформам в Вильнюсе, де-факто выдвинул «пану Зе» ультиматум, выполнение пяти пунктов которого следует рассматривать как главное условие персональной поддержки Владимира Александровича со стороны Соединенных Штатов. Данные пять пунктов Зеленский должен реализовать под контролем Кента. На это у упомянутых фигурантов есть неполный месяц — до визита президента Украины в США. Уложатся — хорошо. Не уложатся — последуют нелицеприятные оргвыводы.
Недовольство Белым домом тем, что происходит в Киеве, объяснимо — за два года Зеленский не выполнил ни одно из условий, которые ему обозначили посольства стран G7. Точнее, Владимир Александрович вроде бы принимал указанные ему задачи к исполнению и даже что-то делал. Но всякий раз оказывалось, что это «что-то» включает огромное количество ухищрений, сводящих к нулю ценность решений Зеленского в глазах Запада. Окончательно «добил» Белый дом законопроект Офиса президента Украины, посвященный судебной реформе. В уже согласованный с иностранными бенефициарами Украины законопроект «пан Зе» в самый последний момент умудрился внести поправку, полностью дезавуирующую оговоренную с западными представителями передачу судебной системы Украины под внешний контроль. Это было уже чересчур даже для современной Украины!
Американцы внезапно обнаружили, что теряют контроль над Украиной. Представители администрации США, отправленные на Украину осуществлять «опеку» над постмайданным режимом, оказались этим самым режимом «переформатированы» и погрязли в коррупции. Мало того, при попустительстве американских и европейских «смотрящих» Зеленский демонстративно продолжал свои «партнерские» отношения с Коломойским, которого вообще-то Белый дом намеревался «прижать к ногтю».
Этим список «подвигов» Владимира Александровича не исчерпывался. «Пан Зе» нарочито хамил германскому руководству, публично порицал и критиковал президента США, активно лез в американские внутрипартийные разборки, а также — в кулуарные интриги Госдепа. Без одобрения Байдена президент Украины заигрывал не только с новым бенефициаром радикальной линии в отношении России — Великобританией, но и (с целью надавить на Вашингтон) даже с КНР!
Для Байдена, стремящегося создать прагматичные, управляемые отношения с Европой и Россией, Зеленский и его команда превратились в слабоуправляемый и нестабильный объект, множащий, а не уменьшающий угрозы. Игнорировать далее подобное поведение Киева Байден просто не мог: выступать объектом шантажа — далеко не тот вариант отношений с вассалами, который президент США может кому-либо позволить. Бывшего шоумена за океаном решили жестко одернуть.
«Испытательный срок» — до августа
Для начала в Вашингтоне постановили ликвидировать все прежние неофициальные договоренности с Киевом и изолировать «пана Зе» от его старых партнеров, в первую очередь от Кристины Квин. Попутно дату визита Зеленского в Соединенные Штаты сдвинули на август. Тем самым Владимиру Александровичу прозрачно намекнули, что если он срочно не исправится, то всячески распиаренный визит к Байдену может быть сдвинут еще раз, а то и вовсе отменен. Наконец, в августе конгресс будет на каникулах, а значит, эта политическая площадка окажется для «пана Зе» закрыта.
«Привести в чувство» Байден решил, разумеется, не только заигравшегося Зеленского, но и его американских кураторов — сторонников «хардлайна» в отношении России. Собственно, именно поэтому в Киеве кресло Квин занял Кент — как и «пан Зе», он тоже получил «испытательный срок» до августа. То, что после нового назначения Кента Виктории Нуланд понадобилось срочно пообщаться с Ермаком, объясняется весьма просто — Нуланд же стоит за Кентом, а потому сейчас тоже оказалась под ударом!
В общем, та часть американского истеблишмента, которая использовала ранее Зеленского для реализации своих целей на внутриамериканском поле за спиной у Байдена, теперь спешно кинулась «перевоспитывать» Зеленского, превращать его в «хорошего мальчика» и делать фигурой, с которой Байден согласится встречаться в Белом доме.
Кстати, о грядущем визите «пана Зе» в Вашингтон. После запланированной на вечер 12 июля встречи Зеленского с Ангелой Меркель канцлер Германии отправится к Байдену. Конечно, Меркель это сделает, чтобы при личной встрече с президентом США донести до него позицию Германии, представляющей интересы ЕС. Зачем это будет нужно Байдену? Затем, что Украина сейчас выступает узлом противоречий не только между США и РФ, но и между США и ЕС. Ни Байдену, ни Меркель не нужна хаотичная, играющая на повышение рисков Украина, тем более что с Россией за Зеленского никто воевать не собирается. Посему во время визита Владимира Александровича в Вашингтон президент Украины столкнется с единством позиций США и Германии (и даже где-то Москвы), ориентированных на возврат украинского руководства в какие-то «рамки приличий», включая явно временное, но пока существующее российско-американо-германское мнение о необходимости соблюдения Киевом Минских соглашений.
Горечь этой «порки» США постараются подсластить для Зеленского перспективой получения определенных компенсаций за запуск «Северного потока — 2». Здесь Байден привычно постарается «продать» Владимиру Александровичу то, что «сонному Джо» не принадлежит, а именно — готовность Германии (и частично России) сохранить определенный объем транзита газа через украинскую ГТС в обмен на передачу этой самой ГТС в собственность международному консорциуму.
Но такую «конфетку» Зеленский получит только в случае полного выполнения президентом Украины всех требований Вашингтона, включая «ультиматум Блинкена», подразумевающий полную передачу Украины под внешнее управление. Пропетлять тут у бывшего шоумена не получится.
Вместо постскриптума
Кстати, вы обратили внимание, что в рабочей повестке встречи Зеленского с Байденом фактически отсутствуют темы принятия Украины в НАТО и ЕС? А знаете почему? Потому что внешняя политика современной Украины глубоко деструктивна. Зеленский последовательно поднимает градус радикализма в отношениях, стараясь найти себе партнера для создания очередного кризиса. В такой ситуации партнерских отношений быть не может. Любая из стран, поддерживающих Украину (США, Британия, Турция), видит в ней исключительно средство достижения своих интересов. Такие отношения не предполагают инвестиций и долговременных экономических планов.
В Европе количество стран, согласных на какое-либо сотрудничество с Украиной, достигло исторического минимума. Отказ Украине в праве на вступление в НАТО и ЕС стал общеевропейским консенсусом, с которым вполне согласны и Соединенные Штаты. Для Запада Украина превратилась в серое пятно на карте — охваченную хаосом и коррупцией территорию, подобную Афганистану или Ираку. Такую территорию удобно грабить и использовать как очаг напряженности у границ потенциального противника, но и только.