Затеянная США ссора с Росатомом оставит Чехию без энергоблока на АЭС «Дукованы»
Исключив Росатом из тендера на строительство энергоблока АЭС «Дукованы», Чехия фактически выстрелила себе в ногу, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Госдепартамент США поддержал решение Чехии исключить Росатом из кандидатов на строительство АЭС «Дукованы».
США поддержали Чехию на словах
19 апреля Правительство Чехии, поддавшись политической ажитации, исключило Росатом из тендера на расширение АЭС «Дукованы». Причиной послужили взрывы, произошедшие на складах с боеприпасами в деревне Врбетице в 2014 году — якобы в событии усмотрели «российский след».
Госсекретарь США Энтони Блинкен 2 мая в телефонном разговоре с премьер-министром Чехии Андреем Бабишем поддержал это решение, подчеркнув, что тем самым удалось «существенно сократить присутствие российской разведки в Праге и повысить безопасность Чехии и НАТО».
Игроки рынка атомной энергетики не совсем понимают, в чем именно поддерживают Соединенные Штаты Чехию. «Дукованы» строили еще советские инженеры, да и в новой истории сотрудничество с Росатомом не прекращалось. Более того, реакторы нового поколения типа ВВЭР, необходимые АЭС «Дукованы», как раз способен предложить именно Росатом как наиболее компетентный подрядчик, знакомый со всеми реалиями проекта.
Получит ли АЭС «Дукованы» новый энергоблок?
Пятый энергоблок АЭС «Дукованы» планировали начать строить в 2030 году, однако теперь есть сомнения, удастся ли его возвести.
Оставшиеся участники тендера: американская Westinghouse, китайская China General Nuclear Power, французская EdF и южнокорейская KHNP, они не имеют опыта строительства АЭС в Восточной Европе.
Ранее депутат Госдумы РФ Владимир Катенев высказал точку зрения, что условия тендера специально переписали таким образом, чтобы не допустить в него Росатом. При этом главным конкурентом России является американская компания Westinghouse, подчеркнул депутат.
«В истории существуют прецеденты, когда постсоветские страны, к которым мы можем отнести и Чехию, анонсировали строительство неких атомных объектов, а потом в силу ряда причин эти проекты откладывали», — объясняет Александр Фролов.
Может произойти так, что у компании, которая выиграет тендер, не окажется в полном объеме необходимых компетенций для реализации и завершения проекта.
«Исключив Росатом из конкурса, Чехия выстрелила себе в ногу. Подобное решение, скорее всего, было принято на эмоциях, поскольку реализация тендера лежит в сфере интересов самой Чехии. И, если Росатом предлагает наиболее выгодное и технически совершенное решение, то странно отказываться от него, основываясь на политическом недопонимании, возникшем между странами», — рассуждает Александр Фролов.
Также эксперт отметил, что на территорию Чехии поставляют российские нефтепродукты, там действуют газовые заправки, принадлежащие «Газпрому», однако с нефтегазовыми проектами Чехия почему-то не борется.
«Эти проекты реализуются с более сильными игроками, на которых не так просто надавить. К примеру, в них участвует Германия», — отметил Фролов.
Все вместе это напоминает методы неконкурентной борьбы с Росатомом, ведь российские технологии на данный момент являются одними из лучших, заключил эксперт.