Терпящая кризис НАТО превратилась в синекуру для стареющих политиков и скучающих вояк

15 апреля 2021, 13:44
orig-1617798451f6a4b7e579a3627b1edbe934f519d95d

НАТО все больше превращается в красивую витрину, а также в синекуру для стареющих политиков и военных, переставая быть эффективно действующим военно-политическим аппаратом. К такому выводу пришел обозреватель ФАН, проанализировавший современное состояние Альянса.

6 апреля мировые СМИ растиражировали знаковую фразу президента Украины Владимира Зеленского:

«Вступление в НАТО — единственный путь для Киева к окончанию войны в Донбассе!»

Таким образом, «пан Зе» публично признал недееспособность Киева на ниве миротворчества, а также анонсировал попытку переложить ответственность за происходящее в треугольнике Украина — Донбасс — Россия с себя на Североатлантический альянс.

Несмотря на антироссийскую риторику, традиционно «цветущую буйным цветом» в НАТО, заявление президента Украины поголовного одобрения со стороны стран-членов Альянса не вызвало. В Пентагоне даже отказались публично комментировать призыв Украины ускорить вступление страны в этот блок. А пресс-секретарь администрации США Джен Псаки вообще сообщила, что Белый дом, конечно, «решительно поддерживает» стремление Украины вступить в НАТО (стремление, а не вступление!), но… окончательное решение по данному вопросу остается за Альянсом.

В общем, НАТО в который раз разыграла хорошо отработанную мизансцену «Моя хата с краю — ничего не знаю», а также «Я — не я, и лошадь не моя». Ничего удивительного — НАТО вполне хватает проблем и без Зеленского, «придавившего» Альянс своим взыванием о помощи!..

orig-1617798451f6a4b7e579a3627b1edbe934f519d95d

«День рожденья — грустный праздник»

4 апреля довольно скромно, если не сказать тихо прошло чествование 72 года со дня основания Североатлантического альянса. «День рождения» случился на фоне эскалации конфликта в Донбассе и системного кризиса в отношениях с Россией, что привело к практическому полному разрыву между НАТО и Москвой. Еще одним негативным нюансом status quo следует считать отсутствие у участников Альянса единого понимания стратегии его дальнейшего развития.

О кризисе, в который НАТО погружается все глубже, аналитики говорят, пожалуй, на протяжении всех тех лет, что прошли с момента развала Организации Варшавского договора и распада СССР. Фактически, те два события лишили смысла дальнейшее существование Альянса как оборонительной военно-политической надгосударственной структуры. Утратив привычный образ «красной угрозы с Востока», он начал мучительный (по другому не скажешь) поиск нового пути развития. Во время этого процесса НАТО дала старт достаточно бессмысленному и по своим последствиям откровенно деструктивному расширению на Восток. Это разрушило единство внутри Альянса и породило системный конфликт с Россией.

Развязывание двух «гуманитарных» вторжений — в Югославию и Ливию — также не добавило руководству НАТО авторитета и понимания, куда двигаться дальше. Зато эти действия аукнулись Европе несколькими гуманитарными кризисами, с резким ростом преступности и «албанизацией» экономики, дополненный массовым «нашествием» беженцев из Африки.

В текущий момент глобальной проблемой НАТО следует считать отсутствие какой-либо позитивной повестки. На фоне беснующихся в Европе мигрантов чиновники НАТО стараются не напоминать о своей роли в недавних событиях в Африке. А политический архитектор гуманитарной интервенции в Ливию, экс-президент Франции Николя Саркози, так и вовсе угодил в тюрьму.

Появление в Белом доме Дональда Трампа выявило серьезный кризис политики Альянса. Американский истеблишмент давно говорил о необходимости более серьезного участия европейских стран — политического и финансового (87% бюджета организации приходится на США) — в развитии НАТО. В переводе на простой язык, это означает не только расширение финансового бремени европейских стран, но и их безусловное участие в антироссийской политике Вашингтона, то есть отказ от собственной политической субъектности.

Следствием действий Трампа по принуждению Альянса к навязываемой из Штатов повестке стал раскол внутри европейских участников организации. Получившая недавно членство в НАТО «Малая» Европа: Польша, Чехия, а также страны Балтии — с энтузиазмом неофитов взяли на себя роль проводников американских интересов. В свою очередь, «Старая» Европа, возглавляемая Францией и Германией, совсем не горит желанием играть роль мальчика на побегушках у Вашингтона: недаром Париж и Берлин даже подняли вопрос о необходимости создания «европейской армии».

Все это привело к тому, что как политический субъект, НАТО де-факто просто перестала существовать на международной арене.

orig-1617798484uma6ctmxtmchpebvahsxdno1j25k5kbppsrjb3il

Проблемы и позиционный тупик

Отсутствует у НАТО и адекватный «внутриполитический» курс. Во времена Трампа политические отношения внутри Альянса между Штатами и Европой оказались замороженными. После смены Трампа на Джо Байдена, озвучившего желание «перезагрузить» НАТО, эта инициатива вылилась покамест лишь в «повторение пройденного».

Проще говоря, по мысли нового президента США, НАТО должна по-прежнему выступать инструментом продвижения антироссийской политики, под которую обязаны «лечь» страны не только «Малой», но и «Старой» Европы. Но если Польша и Ко совсем не прочь следовать указаниям из-за океана, то французские и германские элиты к идее навеки оставаться американскими марионетками относятся, мягко говоря, без энтузиазма.

Сейчас НАТО движется, по сути, в никуда. Ее текущая деятельность, учения и совещания, проводится чисто по инерции: НАТО, словно отвалившееся от телеги колесо, катится по наезженной колее. Военное управление Альянсом продолжает жестко контролироваться США — европейские члены даже не пытаются оспаривать эту монополию. Причем отсутствие хоть какой-то рефлексии уже сыграло с европейцами злую шутку в прошлом году, когда НАТО не остановила совершенно бессмысленные в условиях разворачивающейся пандемии учения в Северной Европе, имеющие традиционно антироссийские сценарии.

Любопытно, что в своей гуманитарной повестке чиновники НАТО вообще проигнорировали пандемическую угрозу, не продемонстрировав каких-то осмысленных действий по использованию своей военно-медицинской инфраструктуры для помощи наиболее пострадавшим странам. На этом фоне «главный враг» — Россия — выглядела куда более выигрышно. Российские военные медики не только внесли большой вклад в борьбу с пандемией у себя дома, но и, как «пожарная команда», колесили по Армении, Сербии, Боснии и Герцеговине, а также северной Италии.

В отношениях с Россией НАТО демонстрирует идеологический и доктринальный кризис. Агрессивная риторика, наращивание сил и военной инфраструктуры по периметру российских границ, торпедирование ДОВСЕ и Договора об открытом небе, как мы упоминали выше, привели к полному замораживанию отношений с Россией. 1 апреля 2014 года министры иностранных дел стран-членов Альянса остановили военное сотрудничество с нашей страной — и с тех пор Совет Россия–НАТО так и не вернулся к полноценному формату работы.

orig-161779864126t2r3h4ce3twykawbzqu0ebqimsxmcjajbhabfj

В свою очередь, Минобороны России предпочитает обсуждать прикладные вопросы в двустороннем режиме — без задействования каналов связи со штаб-квартирой НАТО в Брюсселе. Наконец, необходимость адекватного реагирования на угрозы со стороны блока побудили российское военно-политическое руководство существенно нарастить группировку ВС РФ на западном направлении. Впервые со времен Холодной войны территория Европы оказалась под прицелом отечественных оперативно-тактических ракетных комплексов.

Добавим, что большинство учений НАТО, проводимых по антироссийским лекалам, заводит возглавляющих их вояк в явный тупик. Адекватных целей для «российского вторжения» в Европу не существует, поэтому в официально «оборонительных» атлантических сценариях явно прослеживается желание не столько «сдерживать танковые орды русских», сколько постараться самим вторгнуться на территорию Калининградской, а также иных западных и северо-западных областей Российской Федерации.

При этом, по сообщениям самих европейских военных, сил НАТО недостаточно для разгрома западной российской группировки посредством использования лишь конвенциональных видов вооружений. Попытка же задействования оружия массового поражения немедленно приведет к адекватному ответу со стороны России, следствием чего станет ядерный Армагеддон мирового масштаба.

Северный фланг НАТО, упирающийся в российскую Арктику, также находится в позиционном тупике. Западные СМИ пишут о развитой инфраструктуре сил ВМФ и ВКС РФ, прикрывающих арктическое побережье и Северный морской путь.

Так, по информации издания Business Insider, «современный и постоянно увеличивающийся российский флот представляет «уникальную угрозу» вооруженным силам Североатлантического альянса», полностью блокируя любую попытку наступательного характера в Арктической зоне. Кстати, правительство России заявило о безусловных национальных правах на арктическую территорию, «закрыв» тем самым планы США и НАТО по формализации международного статуса региона (как это было сделано в Антарктике).

Еще одним неприятным сюрпризом для НАТО стало то, что ее агрессивный курс дал дополнительный ощутимый импульс процессам объединения Вооруженных сил России и Белоруссии. Москва и Минск уже запустили процессы интеграции по обучению военнослужащих, а также обслуживанию, ремонту и эксплуатации военной техники. На лето 2021 года запланированы совместные российско-белорусские военные учения. Идет процесс пересмотра и обновления военной доктрины ОДКБ.

orig-1617798402r3ujs9nchpsnoexihbiybhsmgol7jrdrb3lojph6

Продолжение погружения в кризис

Сложно переоценить деструктивную роль НАТО на Украине. На протяжении последних семи лет силы Альянса продолжали размещать на территории «незалежной» существенные воинские контингенты, попутно обучая украинских военнослужащих не только из состава ВСУ, но и из печально известных «добровольческих» батальонов, укомплектованных националистами, радикалами и уголовниками. Воздушное пространство Украины регулярно используется для разведывательного и боевого патрулирования ВВС стран НАТО. Одесса все чаще используется как пункт базирования боевых кораблей Альянса.

Естественно, все эти процессы явно не способствовали потеплению отношений между Москвой и Брюсселем. Правительство РФ регулярно предостерегало НАТО, что размещение на территории Украины ВВС и инфраструктуры ПРО Альянса будет расценено как прямая угроза существованию и суверенитету России — со всеми вытекающими последствиями как для Киева, так и для Брюсселя.

Анализ ситуации показывает, что любые попытки НАТО нарастить силовой прессинг в отношении России лишь повышают уровень конфронтации Европы с Москвой, одновременно превращая все больше объектов на европейской территории в потенциальные цели для ВС РФ. То есть на выходе получается ровно то, чего европейские лидеры, по их словам, стараются всячески избежать.

Добавим, что кризис на Украине во многом спровоцировал и кризис политического управления Альянса, значительно усиленный при Трампе конфронтацией «Старой» Европы с Вашингтоном.

Безусловно, о скором крахе НАТО говорить рано, но и оптимистичного сценария развития у Альянса не предвидится. Страны Западной Европы не в восторге от стремления Вашингтона загнать Париж и Берлин под «зонтик» радикальной антироссийской политики. То же самое касается и принятия в НАТО новых членов — Украины и Грузии, которые весом своих проблем только усилят деструктивные процессы внутри организации. Четкого дальнейшего пути развития у НАТО нет, расширяться Альянсу тоже некуда. Отношения с Россией вылились в итерацию новой Холодной войны, при которой каждый следующий угрожающий жест в сторону Москвы лишь множит риски для стран-членов организации.

Тут НАТО попыталась «пропетлять» — уйти от действий, которые могут однозначно трактоваться как военные и агрессивные, в менее регламентируемую сферу, где шанс получить болезненную «ответку» заметно ниже (по крайней мере, так считают в Вашингтоне и Брюсселе). Как результат, в настоящее время ключевым направлением военного развития НАТО стала киберсфера.

orig-1617798669831a19d0d4497fdaa57b67df239c9fb4

Под эгидой Альянса в военных ведомствах стран Центральной и Восточной Европы, а также в Грузии открываются киберцентры, которые, по идее военных бюрократов, должны обеспечивать НАТО безопасность в информационной сфере. На деле это будет объединенная хакерская сеть под патронажем блока, целью которой выступят государственные учреждения и система управления РФ.

Еще одна функция новых натовских структур — воздействие на общественные настроения среди граждан России и развитие деструктивных общественных сил в нашей стране. Наглядным примером того, «как это работает», являются центры информационно-психологических операций, созданные при помощи НАТО на Украине, постоянно принимающие участие в тиражировании на территории РФ фейков, раздувании общественных кризисов, а также организации хакерских атак на российские госучреждения, в том числе стратегического назначения.

Перейдем к выводам.

НАТО будет еще очень долго жить в первую очередь как эффективный инструмент политического и промышленного лобби США, а во вторую — как «кормушка» для военно-политических бюрократов Альянса. При этом Альянс чем дальше, тем глубже будет погружаться в старательно сконструированный им самим кризис, все более превращаясь в красивую витрину, а также в синекуру для стареющих политиков и военных.