Политический просчет Киева оставляет Украину без дизельного топлива
Тревожные сообщения «Укрзализныця» о дизеле предвещают резкое ухудшение состояния нефтеперерабатывающей отрасли Украины, описал топливные проблемы страны ФБА «Экономика сегодня» президент фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.
На Украине увидели угрозу истощения запасов дизельного топлива. В компании «Украинская железная дорога» оценили объемы остатков и предупредили, что в ближайшем будущем государство столкнется с коллапсом из-за остановки движения железнодорожных составов.
Топливо для украинских потребителей ранее импортировалось из Российской Федерации. Москва реализовывала Киеву около 50% от необходимых объемов. Дополнительные 34% исправно поступали из Белоруссии. Отметим, что общее потребление всех видов моторного топлива до 2020 года составило около 11,4 млн тонн. При этом около 5 млн тонн приходились на дизельное топливо.
Кризис родом из СССР
Дефицит топлива на Украине имеет неустранимую системную причину, говорит Алексей Анпилогов. В наследство от Советского Союза этому государству достались серьезные нефтеперерабатывающие мощности, которые можно было бы эксплуатировать по сей день. Речь об одних из самых мощных заводов по состоянию на конец 1980-х годов: Кременчугском НПЗ в Полтавской области и Лисичанском НПЗ в Луганской области.
За последние 30 лет в нефтепереработке, комментирует ситуацию на Украине эксперт, мало что изменилось за исключением множества технических нюансов, которые скорее интересны специалисту, а не обывателю.
«У Украины было два хороших предприятия и еще несколько, которые можно было довести до ума: Одесский НПЗ, Херсонский НПЗ, нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина», ПАО «Нефтехимик Прикарпатья». Поэтому оправдание, что у страны нет своей нефти, – глупости. Ее просто мало.
В Белоруссии, например, этого энергоресурса нет вовсе, но почему-то Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы до сих пор работают в полную мощность и поставляют бензин на рынки Европейского союза и Российской Федерации. В странах Прибалтики тоже нет нефти, но за счет международной кооперации они выстроили какое-никакое будущее для предприятий», – поясняет эксперт.
Алексей Анпилогов подчеркивает, что украинская сторона практически потеряла свою нефтеперерабатывающую отрасль. Сказалась на ней неоднозначная роль олигарха Игоря Коломойского из Днепропетровска. Он приобрел предприятия и использовал все инвестиционные возможности. Заводы превратились в дойных коров, которые приносили прибыль Коломойскому.
«На протяжении последнего десятилетия нефтеперерабатывающая отрасль этого государства занимается самоедством. Яркий пример – ситуация, когда Кременчугский НПЗ вместо того, чтобы получить прибыль, слил ресурс из нефтепровода, идущего на Одессу.
В итоге завод потерял трубопровод и уже не обладает оборотными средствами для его заполнения технологической нефтью. Теперь Кременчугский НПЗ вынужден возить нефть железнодорожными цистернами и работать из-за этого с перебоями», – подчеркнул эксперт.
Киев отсек главных поставщиков
До последнего времени поставки на Украину осуществляли Россия и Белоруссия. Рассказы киевских властей о приобретении ресурса у Саудовской Аравии или государств Европейского союза, отмечает эксперт, оказались противоречивыми – транспортировка нефти оттуда обходится очень дорого и не по карману Украине.
Но Киев, невзирая на трудности и риски, выбирает путь, направленный на ужесточение антироссийской политики. В самоубийственной последовательности власти портят отношения с Москвой и Минском и с 1 июня прошлого года в одностороннем порядке ограничивают импорт их дизеля и бензина, а ввоз других видов моторного топлива вовсе запрещают.
Дальнейшие шаги украинских властей в экспертном сообществе расценивали как провальные: Киев повысил акцизы, усложнив тем самым выдачу разрешений на приобретение ресурса у иностранных государств.
На фоне столь непопулярных мер цена бензина увеличилась. За первый квартал 2021 года прирост составил 5%. Изменения заставили украинцев переключиться на авто с другими двигателями и приобретать более дешевое на тот момент дизельное топливо.
Далее в режиме временного ввоза на Украину поползли караваны легковых и грузовых автомобилей с дизельными двигателями. За конец 2020 года и начало текущего в страну поступило почти 700 тысяч таких машин.
В результате вырос спрос, увеличивалось потребление дизеля, менялось поведение участников внутреннего рынка, тендеры срывались один за другим, цены неумолимо тянулись вверх.
«Украина своими руками отсекла возможность нормальных взаимоотношений с Россией и Белоруссией, лишившись очень важных поставщиков бензина и дизельного топлива. Киев забыл, что топливо требуется везде – даже в организации доставки продуктов в супермаркеты», – дополнил собеседник агентства.
Алексей Анпилогов считает, что заявления организации «Укрзализныця», которая остается крупнейшим в стране потребителем дизельного топлива, можно расценивать как сигнал тревоги. Предприятие контрактует около 400 тысяч тонн ресурса, но сегодня не имеет возможности организовать большие запасы дизтоплива.
Известно, что по украинским железным дорогам должны поставить 10 тысяч тонн ресурса, но планы срываются из-за роста оптовых цен на рынке. Поэтому надежда остается только на запасы «Укрзализныця», которых хватит на непродолжительное время.
«Железные дороги наполовину электрифицированы, поэтому нехватка дизельного топлива для них может свидетельствовать лишь о катастрофе масштабов страны. Она все ближе.
Конечно, топливо не пропадет уже завтра со всех автозаправочных станций, но в любом случае Киеву придется замещать дешевые нефтепродукты из России и Белоруссии дорогостоящими европейскими или ближневосточными. Это вызовет взрывной рост цен», – предсказывает эксперт.
Украинской стороне придется расплачиваться за допущенную политическую глупость. Страна столкнется с развалом нефтеперерабатывающей промышленности из-за ссоры с соседями, закрывавшими на протяжении десятилетий громадную дыру в важном для любой развитой экономики процессе – обеспечении потребителей углеводородным топливом.