Открытие второй ветки БАМа сделает Россию «хозяйкой» между Западом и Востоком
Строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали (БАМ) поможет Китаю обойти Суэцкий канал, а России стать «хозяйкой» положения между Западом и Востоком. Однако в техническом плане потребуется использование не существующей системы «колесо-рельс», а магнитной левитации, которая служит основой для высокоскоростных поездов.
Об этом в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» рассказал руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок, профессор кафедры «Экономика транспорта» Петербургского университета путей сообщения Анатолий Зайцев.
В понедельник, 5 апреля, Минобороны России сообщило о начале строительства второй ветки БАМа. Замминистра обороны Дмитрий Булгаков добавил, что задействуют десять бригад Железнодорожных войск (Желдорвойска, ЖДВ) РФ. Планируется выстроить участок в 340 километров от Улака до Февральска.
Курс на Восток
Председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров на встрече с президентом России Владимиром Путиным подчеркнул, что БАМ может дать прирост грузопотока с Запада на Восток. Подросший объем перевозок в сторону Востока является одной из причин строительства второй ветки магистрали, уверен президент Национального союза железнодорожников Юрий Бусыгин.
«Объемы перевозок в сторону Востока возросли, а эшелоны идут каждые пять минут. На текущий момент пропускная способность не позволяет выполнить весь объем перевозок», — говорит эксперт в беседе с нашим агентством.
Руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Анатолий Зайцев добавляет, что еще одной причиной появления подобного дублера является наращивание продажи угля в восточные регионы.
«Россия наращивает продажу угля в восточные регионы, чтобы перевозить этот уголь на экспорт, нужен дублер. Его основное назначение — модернизация восточного участка БАМа и восточного участка Транссиба, то есть увеличение торговли необработанным сырьем», — поясняет Зайцев.
Разгрузит ли БАМ вторая ветка
Опрошенные ФБА «Экономика сегодня» эксперты сходятся во мнении, что даже после появления второй ветки полностью БАМ разгрузить не получится.
Юрий Бусыгин полагает, что уменьшится нагрузка на определенном промежутке, но не на всей магистрали. Анатолий Зайцев отмечает, что существующая система «колесо-рельс» (нацелена на поиски более совершенных методов борьбы за снижение интенсивности износа рельсов и колесных пар подвижного состава) вместе с текущей загруженностью не улучшит показатели по скорости и объемам перевозимых грузов.
«Система «колесо-рельс» и имеющаяся загруженность не позволят существенно улучшить качественные показатели, прежде всего по скорости. А раз по скорости, значит, по объемам и по привлечению дорогих грузов — контейнерных», — констатирует Анатолий Зайцев.
Поможем Китаю с транзитом в Европу
Открытие второй ветки магистрали стратегически важно не только для России, но и для Китая, ведь таким образом Пекин сможет обойти Суэцкий канал и значительно ускорить свои поставки в Европу, уверены многие эксперты. Однако профессор Анатолий Зайцев добавляет, что осуществлять этот план следует не за счет системы «колесо-рельс», а при помощи магнитной левитации (принцип левитации положен в основу движения высокоскоростных поездов).
«Тогда Россия будет хозяйкой положения между Западом и Востоком, между Тихим и Атлантическим океанами», — уверен наш собеседник.
Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей входит в долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года. В марте 2019 года проект утвердило Правительство РФ. В основные задачи программы выделены расширение сети высокоскоростных магистралей, повышение транспортной мобильности, развитие скоростного движения и инфраструктуры.