Открытие второй ветки БАМа сделает Россию «хозяйкой» между Западом и Востоком

25 июля 2021, 14:50

Строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали (БАМ) поможет Китаю обойти Суэцкий канал, а России стать «хозяйкой» положения между Западом и Востоком. Однако в техническом плане потребуется использование не существующей системы «колесо-рельс», а магнитной левитации, которая служит основой для высокоскоростных поездов.

Об этом в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» рассказал руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок, профессор кафедры «Экономика транспорта» Петербургского университета путей сообщения Анатолий Зайцев.

В понедельник, 5 апреля, Минобороны России сообщило о начале строительства второй ветки БАМа. Замминистра обороны Дмитрий Булгаков добавил, что задействуют десять бригад Железнодорожных войск (Желдорвойска, ЖДВ) РФ. Планируется выстроить участок в 340 километров от Улака до Февральска.

Курс на Восток

Председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров на встрече с президентом России Владимиром Путиным подчеркнул, что БАМ может дать прирост грузопотока с Запада на Восток. Подросший объем перевозок в сторону Востока является одной из причин строительства второй ветки магистрали, уверен президент Национального союза железнодорожников Юрий Бусыгин.

«Объемы перевозок в сторону Востока возросли, а эшелоны идут каждые пять минут. На текущий момент пропускная способность не позволяет выполнить весь объем перевозок», — говорит эксперт в беседе с нашим агентством.

orig-ruecbam2-1617732078

Руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Анатолий Зайцев добавляет, что еще одной причиной появления подобного дублера является наращивание продажи угля в восточные регионы.

«Россия наращивает продажу угля в восточные регионы, чтобы перевозить этот уголь на экспорт, нужен дублер. Его основное назначение — модернизация восточного участка БАМа и восточного участка Транссиба, то есть увеличение торговли необработанным сырьем», — поясняет Зайцев.

Разгрузит ли БАМ вторая ветка

Опрошенные ФБА «Экономика сегодня» эксперты сходятся во мнении, что даже после появления второй ветки полностью БАМ разгрузить не получится.

orig-ruecbam1-1617732102

Юрий Бусыгин полагает, что уменьшится нагрузка на определенном промежутке, но не на всей магистрали. Анатолий Зайцев отмечает, что существующая система «колесо-рельс» (нацелена на поиски более совершенных методов борьбы за снижение интенсивности износа рельсов и колесных пар подвижного состава) вместе с текущей загруженностью не улучшит показатели по скорости и объемам перевозимых грузов.

«Система «колесо-рельс» и имеющаяся загруженность не позволят существенно улучшить качественные показатели, прежде всего по скорости. А раз по скорости, значит, по объемам и по привлечению дорогих грузов — контейнерных», — констатирует Анатолий Зайцев.

Поможем Китаю с транзитом в Европу

Открытие второй ветки магистрали стратегически важно не только для России, но и для Китая, ведь таким образом Пекин сможет обойти Суэцкий канал и значительно ускорить свои поставки в Европу, уверены многие эксперты. Однако профессор Анатолий Зайцев добавляет, что осуществлять этот план следует не за счет системы «колесо-рельс», а при помощи магнитной левитации (принцип левитации положен в основу движения высокоскоростных поездов).

«Тогда Россия будет хозяйкой положения между Западом и Востоком, между Тихим и Атлантическим океанами», — уверен наш собеседник.

orig-ruecbam3-1617731092

Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей входит в долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года. В марте 2019 года проект утвердило Правительство РФ. В основные задачи программы выделены расширение сети высокоскоростных магистралей, повышение транспортной мобильности, развитие скоростного движения и инфраструктуры.