Новые санкции США против Белоруссии ставят под удар Литву

27 июля 2021, 05:38
orig-1619167862a7e09f9f03caad2f47ca818c948e0e0f

Только политическое руководство Литвы несет ответственность за гибельное состояние и печальные перспективы Клайпедского порта, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, комментируя возможность возобновления санкций США в отношении девяти белорусских компаний, формировавших грузопоток главных морских ворот прибалтийской страны.

США ввели санкции против ряда белорусских компаний еще в 2006 году. Позднее, в 2015 году, американский Минфин по причине того, что Минску удалось достичь «определенного прогресса в сфере демократии и прав человека», выпустил лицензию, в рамках которой позволялось взаимодействовать с «дискредитированными» компаниями.

Порт Клайпеды разоряют не санкции США

Под ограничительные меры попали предприятия «Белшина», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан», «Полоцк-Стекловолокно», «Белорусский нефтяной торговый дом», «Белнефтехим» и «Белнефтехим США». Действие текущей лицензии для компаний заканчивается 26 апреля, и пресс-секретарь Госдепа Нед Прайс уже дал понять, что продлевать ее американцы не собираются.

orig-1619167862a7e09f9f03caad2f47ca818c948e0e0f

Более того, Минфин США 19 апреля выпустил лицензию, предписывающую свернуть операции с перечисленными белорусскими госпредприятиями и организациями с госучастием до 3 июня.

Госдепартамент отдельно сообщил, что восстановление санкций — это результат «вопиющего пренебрежения правами человека» со стороны белорусских властей в отношении более 300 заключенных, задержанных на антиправительственных протестах.

Администрацию морского порта Клайпеды новости встревожили: сейчас белорусские товары составляют более трети всего грузопотока порта.

«Мы не можем сказать, что возможные санкции в отношении Белоруссии никак на нас не повлияют. Но в цифрах мы сможем увидеть это только в июне», — заявил гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас.

Еще большее обмеление грузопотока из Белоруссии может негативно сказаться на настроениях инвесторов: Минск уже начал перебрасывать транзитную продукцию на российские порты, и тенденция к уменьшению транспортной привлекательности сделает бессмысленными вложения в инфраструктуру порта Клайпеды.

Тем не менее тренд опустошения главного порта Литвы задал сам Вильнюс, который с помощью антироссийской риторики и систематического вмешательства во внутренние дела Белоруссии лишил Клайпеду основных партнеров.

«Клайпедский порт можно рассматривать как иллюстрацию противоречий Литвы между собственными национальными интересами и настроениями США, — объясняет Владимир Оленченко. —  Американцы подталкивают политическое руководство Литвы к тому, чтобы оно генерировало конфликтные взаимоотношения с Россией, выступало рычагом давления на Белоруссию, а также принимало меры или пыталось участвовать в дестабилизации обстановки».

Литва выбирает чужие интересы

Традиционно Белоруссия направляла транзитом через литовскую территорию три основные экспортные позиции: удобрения, нефть и нефтепродукты, произведенные на территории республики. Впоследствии из-за попыток Литвы влиять на внутренние дела Белоруссии Минск принял решение перенаправить экспортные потоки в порты России.

orig-16191679406o1zqs5bfiuj0rekvymmghylqmxrvjdvbfbsbhbh

«Со стороны Белоруссии ответная реакция, выраженная в переориентации грузов мимо порта Клайпеды, логична и понятна. До этого частично их перенаправили через латвийский порт Лиепая, а относительно недавно заключили соглашение с российскими погрузчиками в Усть-Луге. Поведение белорусов логичное, наверное, любая другая страна поступала бы так же», — подчеркнул Оленченко.

По соглашению Москвы и Минска до 2023 года через российские порты планируется организовать перевалку 9,8 млн тонн белорусского сырья. Порт Усть-Луга, расположенный в Ленинградской области, принял первую перевалочную партию топлива от Минска в марте этого года. Ожидается, что здесь, с учетом новых проектов в ближайшее время, грузооборот вырастет до 40 млн тонн.

Администрация порта Клайпеды уже отметила снижение грузооборота в первом квартале 2021 года по сравнению с прошлым годом. В планах Литвы начать «инертный» процесс по привлечению грузов из Турции и Грузии, однако в ближайшей перспективе на эти направления не приходится рассчитывать.

«Санкционные решения США не поставили бы под еще больший удар порт в Клайпеде, если бы Литва поддерживала нормальные деловые отношения с Белоруссией и воздерживалась от вмешательства во внутренние политические дела республики», — отметил Оленченко.

Кроме литовского руководства, никто другой не несет ответственности за гибельное состояние Клайпедского порта и его печальное будущее: ни Белоруссия, ни Россия в этом не виноваты.

Для выправления ситуации Вильнюсу нужно провести работу над ошибками и понять, что важнее для страны: соблюсти национальные интересы или продолжать подыгрывать более крупным фигурам на поле мировой политики, заключил эксперт.