И снова эти русские…: Американцев ударили по самому больному месту
Вызванная хакерским вмешательством в компьютерные системы одного из крупнейших американских продуктопроводов остановка его работы грозит вылиться в нешуточные проблемы, которые вполне могут достичь размеров если не национальной катастрофы, то чего-то близкого к ней. Самое неприятное, что задолго до первых, пусть и самых предварительных официальных выводов о причинах случившегося, СМИ США уже принялись вовсю тиражировать версию о «русских хакерах», якобы это вмешательство осуществивших.
Автор: Александр Неукропный, издание «Репортёр«
Тут нет ничего удивительного, ибо благодаря раздуваемой вот уже несколько лет в этой стране настоящей истерии вокруг «вмешательств в выборы», «кибератаках» и прочих аналогичных действиях российской стороны, она, можно сказать, «висела в воздухе». А других как бы и не предусматривалось… Спорить с данным утверждением (как и с любым другим бредом) абсолютно бессмысленно, хотя мы и рассмотрим ниже выдвигаемые его сторонниками «аргументы». Однако гораздо более важным вопросом представляется то, кому и зачем на самом деле понадобилось устраивать очередное шоу с «русскими хакерами». И почему это произошло именно сейчас?
По самому больному месту
На настоящий момент о событиях в США известно следующее: в сеть компании-оператора продуктопровода Colonial Pipeline, злоумышленники проникли, предположительно 6 мая. Запустив туда вредоносный вирус, хакеры похитили не менее 100 Гб важнейших данных, заблокировали систему и 7 мая потребовали с владельцев компании крупный выкуп. Сумма его пока не оглашена, однако, по некоторым данным, речь идет о, как минимум, сотнях миллионов долларов. Надо сказать, что суммы убытков от простоя заблокированной трубы, по которой транспортировался не только бензин и дизельное топливо, но также мазут для отопления, авиационное горючее и прочие нефтепродукты, пожалуй, вполне может обойтись компании в куда большую сумму. Colonial Pipeline, имеющий протяженность в почти 9 тысяч километров, идет от Техаса на юге до Нью-Джерси на Севере. По всей своей протяженности он обеспечивает не менее 45% потребностей в различных видах топлива всего восточного побережья США.
Более того, в полутора десятках его резервуарных парков хранится стратегический запас горючего на полтора месяца – примерно 4 с половинной миллиона кубометров. Годовой объем прокачки трубопровода оценивается в 110 миллионов тонн, ежедневный – в 2 с половиной миллиона баррелей. По оценкам аналитиков из США его выход из строя приведет к острому дефициту топлива не на одном лишь Востоке, а на более значительной территории страны. При этом речь идет не только об автомобильном транспорте – аэропорты в Атланте и Шарлотте, являющиеся крупными логистическими узлами, попросту «встанут», поскольку заправлять самолеты им будет нечем. С полным основанием можно сказать, что те, кто осуществил данную кибератаку, ударил американцев по самому больному месту.
Во всяком случае, в США ее уже объявили «крупнейшей в истории нефтеперерабатывающей инфраструктуры страны» и наиболее масштабным нападением на такую структуру с 2019 года, когда самый большой на планете НПЗ в Саудовской Аравии подвергся удару дронов. Правительство Соединенных Штатов в воскресенье ввело в 18 штатах, находящихся в «зоне риска» чрезвычайное положение, в первую очередь, снимающее все ограничения на перевозку нефтепродуктов любым транспортом, включая автомобильный. В Вашингтоне заявляют о готовности «сделать все возможное», чтобы не допустить в стране «топливного голода». Белым домом создана специальная межведомственная рабочая группа, пока что прорабатывающая сценарии действий на все случаи возможного развития ситуации – вплоть до самых негативных. На момент написания данной статьи Colonial Pipeline удалось запустить работу нескольких мелких «веток» трубопровода, идущих от терминалов к пунктам доставки, однако 4 его главных, магистральных линии продолжают оставаться в нерабочем состоянии. Компания-оператор заявляет, что о полном восстановлении деятельности можно будет говорить только тогда, когда ее безопасность будет гарантирована на 100%. Естественно, до тех пор, пока система остается под контролем хакеров, об этом и речи идти не может.
Тем временем на фоне столь тревожных новостей цены на «черное золото» начали демонстрировать рост даже не во всеамериканском, а в мировом масштабе. Вечером 10 мая стоимость июньских фьючерсов на различных биржах поднялась, в среднем, на полпроцента. Впрочем, по оценкам биржевых аналитиков, с каждым днем этот процесс будет набирать обороты и за считанные дни нефть, и так дорожающая может взлететь в цене в существенно большей пропорции. Что самое интересное, кое-кто уже поторопился назвать данную тенденцию… лучшим доказательством того, что за нападением стоит Россия!
И снова эти русские…
Кому выгодно подорожание нефти? Ну, конечно же, Москве! Значит, именно туда и тянется след кибератаки! Именно такого уровня «доказательства» сегодня уже вовсю фигурируют в американских СМИ. Причем речь идет никак не о «желтой прессе», а о достаточно авторитетных, ведущих изданиях и телеканалах. Одними из первых, если не самыми первыми «русскую версию» (причем на безальтернативной основе) озвучили на CNN и NBC News, ее с восторгом подхватили Bloomberg, а также The Washington Post – и, как говорится, «пошла писать губерния»… По совершенно непонятным причинам хакерскую атаку уже приписывают группировке DarkSide, которая немедленно объявлена «русской».
Более того, разнообразные «эксперты» изощряются в проницательности, рассказывая о том, почему подобный взлом непременно является не самым обычным вымогательством, коих киберпреступники совершают в мире великое множество и едва ли не ежедневно, а «специальной операцией, проведенной по заказу Кремля». Мол, «подобные действия требуют слишком длительной, тщательной и дорогостоящей подготовки ценой в сотни тысяч долларов», чтобы предпринимать их исключительно с корыстными целыми». Так ведь и выкуп наверняка потребуют не в сотню-другую долларов! Самое интересное, что внятных ответов насчет мотивов России для такой вызывающей выходки никто озвучить как раз и не в состоянии – если, конечно, не считать таковыми совершенно дурацкие ссылки на рост нефтяных котировок. Нет, кое-что звучит, но выглядит вся эта «аргументация» откровенной нелепицей. «Демонстрация силы», «ответ на введение санкций», «дестабилизация ситуации в США»… Тут даже предмета для спора нет. А вот о чем действительно стоит поговорить серьезно – так это о возможных заинтересованных лицах в Самих соединенных Штатов и их предполагаемых мотивах.
Скорее всего, все дело тут в возможной встрече лидеров двух стран на высшем уровне, разговоры о которой идут в последнее время как в Вашингтоне, так и в Москве. Не так давно пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что прямой диалог Джо Байдена и Владимира Путина вполне мог бы стать «хорошим шагом вперед в американо-российских отношениях и способствовать деэскалации напряженности между государствами». Достаточно сомнительно, но допустимо. Очень похоже на то, что очень могущественные силы в самих США категорически не хотят ничего подобного. В конце концов, тамошний политикум далеко не однороден, в нем имеются как более-менее вменяемые личности, так и деятели, назвать которых иначе, как «ястребами» невозможно. По их мнению, допустить даже гипотетической возможности того, что президенты договорятся хоть по каким-то пунктам нельзя ни в коем случае. А разве можно придумать лучший повод для срыва саммита, чем очередная «российская кибератака»?
Вариант просто идеальный – реальный ущерб налицо, причем понесен он будет не только государством, но и рядовыми гражданами, что самым прекрасным образом подготовит нужное «общественное мнение». Доказывать ничего не нужно – пресловутого «хайли лайкли» хватит за глаза, поскольку «кремлевскими хакерами» каждому в США уже, простите, прожужжали все уши. А у самого Байдена, как бы он не хотел другого, попросту не останется иного выхода, кроме введения новых санкций против Москвы, да еще и сопровождаемых очередными резкими выпадами в ее адрес. Тут и сказочке конец… Никакой встречи не будет, а будет новое обострение отношений, сопровождаемое теми вещами, на которых кое-кто сможет заработать массу вполне конкретных «бонусов» – от создания новых структур в армии и спецслужбах с высокими командными должностями, до многомиллиардных военных заказов.
Впрочем, вполне возможно, что диверсия на Colonial Pipeline направлена не на полную блокировку самой возможности переговоров между лидерами США и России, а на то, чтобы «усилить позиции» мистера Байдена во время таковых. В самом деле, если предположить, что президентский саммит с американской стороны имеет своей целью достижение каких-то очень важных для Вашингтона договоренностей, то прийти к ним можно разными путями. Можно торговаться, совершать взаимные уступки, идти на компромиссы и, в конце концов, заключить взаимовыгодную сделку. А можно пытаться «выдавить» свое, не предлагать, а требовать, говоря на языке ультиматумов и угроз. Какая манера ведения дел является более присущей Соединенным Штатам и более привычной для них? Ответ очевиден. Тем более, что предпринимаемые в последнее время «мировым гегемоном» действия идут совершенно вразрез с предположениями о внезапно проснувшемся в нем миролюбии и готовности вести хоть с кем-то разговор на равных. Чего стоит одно только намерения расквартировать собственные войска на южных границах России – в бывших советских республиках Средней Азии, якобы для «борьбы с талибами». Раньше на нас пытались «напирать» только с Запада, а теперь, похоже, решили «обложить» уже полностью. Вот в такую логику и последовательность действий устройство масштабных проблем на критически важном инфраструктурном объекте США с целью последующего использования такого инцидента в качестве повода для шантажа и угроз, а то и реальных деструктивных действий в адрес России, вписывается самым замечательным образом.
России атака на Colonial Pipeline не нужна совершенно – цены на нефть в последнее время неуклонно растут и без нее. А продемонстрировать свою силу и решимость мы, в случае крайней необходимости, сможем куда более убедительными и намного менее мудреными способами. Все происходящее может быть выгодно исключительно тем силам, которые стремятся сорвать нормализацию отношений между Москвой и Вашингтоном. Причем – любой ценой.