Дмитрий Певцов не побоялся сказать правду о власти в России
Почему определённые властные круги столь лояльны к демонстрации пошлости со стороны молодёжных поп-идолов? Кому выгодно откровенное моральное разложение? Об этом и многом другом в студии «Первого русского» ведущая Елена Афонина беседовала с актёром Дмитрием Певцовым.
В последние месяцы наше общество шокировало несколько скандальных историй: Ольга Бузова, которую многие считают буквально олицетворением пошлости, внезапно оказалась актрисой МХАТа, а рэпер Моргенштерн и тиктокер Даня Милохин «лицами» банков или экономических форумов.
Скандальная пошлость… Кому это выгодно?
«Вишенкой на торте» стало появление на вручении премии «Муз-ТВ» Филиппа Киркорова в «свадебном наряде», эпатировавшего собравшуюся публику жеманными заигрываниями с новым симпатизантом – экс-бой-френдом Ольги Бузовой блогером Давидом Манукяном (Давой). Теперь Роскомнадзор проверяет «Муз-ТВ» на предмет пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации среди молодёжи – возрастной ценз этой премии был указан 6+.
И это ещё не все скандалы. В клипах Моргенштерна выявили пропаганду наркотиков, на предмет прокачки этой грязной темы проверяют и программы видеоблогера Юрия Дудя. А его аудитория в YoyTube исчисляется миллионами.
Елена Афонина: Создаётся впечатление, что определённая прослойка во власти пытается заигрывать с этими персонажами в надежде на то, что их удастся «приручить» и убедить делать «что-то хорошее для страны». И это заигрывание настораживает.
Дмитрий Певцов: Господь с ними, с властью. Там сидят люди, возможно, это даже и враги. Но самое страшное – там сидят равнодушные. А ничего хуже равнодушия нет. Окаменённое нечувствие – это хуже, чем какая-то неистовая ненависть. Есть одно известное изречение «Если не можешь победить, попробуй возглавить это». Но так не получается.
Для меня непонятна ситуация с музыкантом Сергеем Шнуровым, который оказался в Общественном совете по культуре при президенте России, как и с этим персонажем на форуме. Но там своя история.
Как мне рассказывали, на этом экономическом форуме шла борьба между банками, у них какие-то свои разборки. Одни зовут свою «звезду», другие – свою. Господь им судья.
Страшно другое: подобная информация попадает на благодатную почву, попадает в мозги и в души, не обременённые морально-этическим иммунитетом. Его просто нет. Созидать очень трудно, а развратить, разрушить намного проще. Разрушение вообще лёгкий процесс. Чтобы построить дом, надо много сил и средств. А разрушить его можно одним экскаватором: пригнал – и за час останутся только руины.
Эти структуры, которые привлекают подобных персонажей, пользуются именно отсутствием идеологии и тем, что выросло уже не первое поколение цифровых даунов, которые сидят в интернете и не имеют своей жизни. Они сидят в гаджетах своих, в соцсетях, в TikTok, если выбираются из дома, так чтобы сходить на концерт очередного урода. Это беда, причина которой – отсутствие идеологии.
Эти дети учатся в школах, учителя перед ними – суслики бесправные. Дети на уроках сидят в своих гаджетах, черпают оттуда информацию. Семья тоже не воспитывает. Вы помните, что было у нас – октябрята, пионеры, комсомольцы – это же были идеологические ячейки. Мы смотрели хорошие фильмы, ходили в походы, собирали макулатуру, металлолом. Мы работали на наше общее дело.
Я помню открытие Московской Олимпиады в 1980 году. Что было, когда объявили, что на поле выходит «команда олимпийская Союза Советских…» И дальше был взрыв – 100 тысяч человек ревели от восторга, от любви к Родине, у меня у самого слёзы выступили на глазах, мурашки по телу забегали. При том, что был Советский Союз, КГБ, очищенная Москва, 101-й километр… Но это было искренне.
Вот сейчас это очень редко, у нас вообще мало поводов для патриотизма. Но они есть, слава Богу, в том числе и в спорте.
– Ой, это очень больная тема, Дмитрий…
– Когда наш человек встаёт и играет гимн России – это отдельная история. Кстати, по поводу гимна хотелось бы сказать. Гимн России, как мне кажется, один из путей достучаться до людей, это такая маленькая идеология.
Ведь в гимне зашифровано всё – наша история, география, история веры, многонациональность, масштабы страны, все наши победы и поражения. Ведь этот гимн можно раскрывать, изучать все 11 школьных лет. И это будет не просто рассказ о том, в какой великой стране ты живешь.
Нынешнее поколоние не в курсе, где они живут. А у них в головах вот эти Моргенштерны и всякие Дани, все эти упыри несчастные.
Болезненная тема: наши спортсмены – без гимна и без флага
– Я не случайно сказала, что вы затронули очень болезненную тему. Ведь гимн-то не звучит. Он не звучит на Олимпиаде. Он не звучит на других выступлениях, где есть наши спортсмены. Нам говорят, что спорт выше политики. Мол, не звучит на соревнованиях наш гимн, но мы-то знаем, что мы из России, и весь мир знает, что мы из России. Ну что это за лукавство? Как надо к этому относиться? Нам говорят: спортсмены выходят на Олимпиады раз в четыре года, они имеют право, и неважно, что гимн не звучит, а спортсмены идут под нейтральным флагом и, может быть, ставят рекорды нейтральные. И это логика серьезных людей…
– Я на эту тему не думал никогда. Но есть формальная сторона, так сказать, оформленческая, в виде гимна и других символов принадлежности команды к какой-то стране.
Я сейчас почему-то вспомнил Куликовскую битву: схимонах Пересвет, благословлённый самим преподобным Сергием Радонежским, вышел на бой в монашеской одежде, без всякой кольчуги, но со стягом своего войска.
Против него выступил любимый батыр Мамая печенег Челубей, адепт чёрной магии, считавшийся непобедимым не столько из-за своих мистических способностей, сколько потому, что имел гигантский рост и виртуозно владел оружием. И для них это было страшное потрясение, что человек без кольчуги смог его просто убить.
Мне кажется, нам не нужно беситься по поводу гимна или нашего флага. Я не уверен, что это кто-то намеренно делает из нашей страны. У меня такое ощущение, что президент происходящее пока терпит – он мудрый человек. Мне кажется, какие-то вещи надо спокойно переносить. Это не касается жизни и смерти людей, это не касается будущего наших детей. Давайте просто немного подождём.
Вообще, я уверен – они, на Западе, этого не понимают, а я глубоко убеждён в том, что мировая цивилизация человеческая существует только по одной причине – только потому, что Россия ещё живёт. Потому что ни в одной стране мира нет такой истории и ни в одной стране мира нет такого количества святых, молитвенников, которые там за нас молятся.
– Мы сегодня много говорим об истории. 12 июня мы отмечали День России. Кроме того, этот год вообще для нашей страны особенный – 800-летие Александра Невского. И вот до чего дошел прогресс. В Екатеринбурге на днях открылась уникальная выставка «Александр Невский. Судьба России», на которой посетителей встречает ваша голограмма. Это очень интересно.
– Я очень рад, что такая выставка была сделана, потому что мало кто сейчас знает про Невскую битву или Ледовое побоище. Школьники не знают, почему был канонизирован Александр Невский. А ведь он был не только гениальным полководцем, не проигравшим ни одной битвы, но и отличным политиком. И самое главное, что он избавил нас от дани людьми. Он стоял перед выбором: либо мы подчиняемся католическому Риму, либо на нас идут тевтоны. Он выбрал второе – и был прав. И поэтому мы православная страна до сих пор, спасибо ему за это.
«Надеюсь, что евангельские заповеди войдут в сердце сына»
– То, что сейчас уделяют очень много внимания Александру Невскому, не случайно. Потому что, если мы говорим о поиске героя и человека, который всей своей жизнью готов вдохновлять людей, то это, конечно, Александр.
Я понимаю, что для мальчишек особенно важно понимать, на кого ты равняешься. Я сегодня говорила о чудовищных 90-х годах, когда девочки, практически через одну, хотели стать дамами с пониженной социальной ответственностью, как сказал наш президент. А мальчики в это же время мечтали стать бандитами. А ваш сын, он на кого ориентируется? Какие герои у вашего Елисея?
– Он учится в Московском президентском кадетском училище имени Михаила Шолохова, это было моё решение. Там и сейчас работает советская идеология, они смотрят патриотические фильмы, они ходят к причастию. Ими там занимаются круглосуточно. Он живёт в училище пять с половиной дней в неделю.
Поэтому мне хочется надеяться, что его герои не из компьютера. У него, кстати, нет смартфона, только кнопочный телефон. И он сам копит деньги на своё хобби – машинки.
– От чего вам хочется оградить Елисея? Ведь нам очень не хочется, чтобы дети повторяли ошибки. И страшно видеть, когда они начинают в ту сторону вдруг неожиданно выруливать.
– Вы знаете, оградить его хочется очень простыми вещами. Мы по воскресеньям ходим вместе в храм. И я надеюсь, что информация, которая доходит через тайну причастия, через беседы с монахами будет полезна, и евангельские заповеди войдут в его сердце, и это оградит его от ошибок, которые могут иметь трагические последствия.
И это будет некий моральный иммунитет, который поможет ему во всех его жизненных решениях – спросить сначала у Господа, помолиться. Мы всегда стоим перед выбором.
– Страна ведь тоже стоит перед выбором каждый день. Скажите, как вы считаете, какого закона не хватает в нашей стране? Что необходимо было бы сделать, для того чтобы поставить заслон против негативного?
– Нужен закон, ограждающий наших детей, наше подрастающее поколение от чуждой нашей стране идеологии. Во всех сферах жизни.
– Но вам скажут: это «железный занавес, вы хотите идти по северокорейскому пути».
– Он железный, но с дырочками. Нам нужно ситечко, чтобы процеживать всё, что оттуда идёт. И сейчас люди начинают понимать, что пора процеживать. И дырочки должны быть маленькими-маленькими.
– То есть вы и за худсоветы?
– Я за цензуру. Двумя руками.