Польские СМИ: Россия перекрыла нам нефтяной вентиль
Идея «освобождения от российских углеводородов» давно считается среди европейских политиков праведной целью. Особенно когда речь идет о Польше. Диверсификация импорта газа и нефти для чиновников, СМИ и общественных деятелей стала идей-фикс. Экономическая целесообразность, математика и логика, разумеется, в этом случае сидят в самом дальнем и темном углу.
Однако теперь, как пишут польские СМИ, такие сторонники диверсификации доигрались, поскольку Россия перекрыла им нефтяной вентиль.
Хотели углеводородной независимости – получите
«Роснефть» прекратила поставки «черного золота» двум крупнейшим польским компаниям, которые традиционно ее закупали у РФ. Как пишет польская пресса, страна наконец-то добилась того, чего так долго хотела – «разворота спиной» к России. При этом в инфополе восточноевропейской страны почему-то нет эйфории и ярких заголовков, кричащих о победе, наоборот – царит полная тишина.
Крупные СМИ обычно любят пугать читателей «российской агрессией» и «перекрытием вентилей», однако сегодня они хранят гробовое молчание. Нет радости от того, что это наконец произошло и что Россия перекрыла нам вентиль сама
– пишет издание Myśl Polska.
С начала 2021 года польские компании «Лотос» и «Орлен», которые традиционно закупали нефть для переработки и продажи таких продуктов в другие страны или на внутренний рынок, перестали совершать закупки у «Роснефти». Стоит ли говорить о том, как выгодно было покупать «черное золото» у соседней страны, которая предлагала наилучшие цены на тяжелую сырую нефть?
Напомним, работа любого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) заключается в смешении нескольких сортов «черного золота». Полностью исключить какой-нибудь из них, например – российский Urals, можно, но это стоит денег. Придется перенастраивать работу оборудования, закупать больше других сортов нефти, чтобы компенсировать нехватку сырья, которое все время приобреталось раньше.
Кому в итоге больнее?
Простой факт – российская нефть приносит польским предприятиям доход, обеспечивает рабочие места и налоги для бюджета страны. Конечно, можно найти и другого продавца углеводородов, правда, тогда нужно либо обзавестись флотом из танкеров, либо построить новые трубопроводы, по которым будет закачиваться «черное золото». Но вот незадача – создать аналог магистрали «Дружба», построенного СССР в 1965 году – это время и бешенные деньги. Более того, в Европе нет страны, которая в один момент готова направить нефть в Польшу в таком же объеме, как и российские компании.
Сама «Роснефть», судя по росту объемов перевалки «черного золота» в портах Ленинградской области, покупателей уже нашла. Возможно, она заработает чуть меньше, хотя этого пока мы не знаем, а вот польские НПЗ точно понесут финансовые потери.
Нефть из РФ отличается самой лучшей ценой в Европе. Если сравнить среднюю цену закупки этого продукта странами ЕС за период 13 лет, разница составит $1,6 доллара за баррель, что при объеме импорта Польши в 25 млн тонн дает огромную сумму экономии в 220 млн евро
– подводит итог обозреватель Myśl Polska.
Польша, в угоду политической риторике, основанной на бескомпромиссной русофобии, лишила себя такой выгоды. И, судя по молчанию политиков, похоже, исправлять эту проблему не собирается.