Все величие СССР можно объяснить одной простой таблицей

26 июля 2021, 13:22

Новости из мира экономики продолжают выглядеть печально:

вот банк «Открытие» провел опрос и выяснил, что россиянам надо не менее 80 тысяч для достойной жизни (в то время как средний доход на человека в России — примерно 35 тысяч рублей),

а вот ВЦИОМ провел опрос и выяснил, что 68% населения страны ожидает сокращения доходов в будущем,

а вот Росстат «обрадовал» тем, что реальные доходы населения за один лишь первый квартал 2021 года упали на 3,6%,

а вот Headhunter выяснил, что 25% населения живут в нужде, а еще 39% дохода хватает лишь для обеспечения базовых потребностей,

а вот Авито сообщило, что цены на недвижимость продолжают расти (в частности, в крупнейших городах страны за первые месяцы этого года они поднялись на 8%)

и так далее…

Не стоит удивляться, что на таком фоне в российском обществе растет запрос на социально-экономическую справедливость и благополучие. И все чаще не только люди старшего поколения, но и представители молодежи обращаются к изучению советского опыта и разделяют идеи социализма.

Оно и понятно:

мы до сих пор живем в советских домах,

работаем на советских предприятиях,

читаем изданные в СССР книги и смотрим советские фильмы (в демократической России киношедевры почему-то снимают редко),

возимся на полученных в СССР дачных «шести сотках»…

От нынешних депрессивных социально-экономических показателей невероятно отличаются цифры времен советского периода.

Приведем лишь одну таблицу, показывающую величие советской власти и советской экономики. Советским гражданам в 1960 году был задан простой вопрос: «Как изменился уровень вашей жизни за последние годы?» (то есть последние годы Сталина, несколько месяцев при Маленкове и несколько лет при Хрущеве).

Здесь и далее приводятся цифры из книги Б. А. Грушина «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения…», изданной в 2001 году.

Результаты подобного опроса поистине впечатляют:

Жить стало лучше, жить стало веселее!

93% граждан отметили, что уровень их жизни повысился (или по меньшей мере не ухудшился)!

Девяносто три процента!

Какой невероятный контраст по сравнению с нынешними 68%, отмечающими, что ожидают сокращения доходов, и 73%, отмечающими рост социального неравенства!

Обратите внимание на то, что не было никакой дискриминации по полу, возрасту, национальности, виду деятельности:

уровень жизни повысился как у мужчин, так и у женщин,

уровень жизнь простых рабочих вырос так же, как и у чиновников,

уровень жизнь повысился как у молодых специалистов, так и у опытных специалистов и даже пенсионеров (и ведь пенсии в те времена были весьма скромными),

уровень жизни вырос не только в столичной Москве, но и в Черноземье, в Сибири, на Украине, в Средней Азии…

Кстати, обратите внимание на показатели Прибалтики: после этого рассказы о «страшной коммунистической оккупации» выглядят немного странно, не так ли?..

Безусловно, подобные впечатляющие цифры отчасти связаны с «эффектом низкой базы»: рост уровня жизни в условиях послевоенного восстановления экономики — дело естественное: в мирное время при любом раскладе живешь лучше, чем в военное, ведь еда доступна не только по карточкам, над головой — мирное небо, по выходным можно ходить в музеи и кинотеатры, а летом — ездить на курорты Крыма… И все же прогресс не может не впечатлять.

Причем прогресс этот был достигнут на фоне разного рода «перегибов» и «эксцессов» (и даже откровенных ошибок и преступлений): репрессий начала 1950-х, неоднозначной амнистии середины 1950-х, проблем в сельском хозяйстве в конце 1950-х (чего стоит хотя бы одна «кукурузная» инициатива Хрущева), резкого роста взяточничества, огромного финансирования братских социалистических стран (в первую очередь — стран Восточной Европы, Кубы, Китая)…

Любой будущий президент, который сможет со своей командой добиться схожих результатов в части роста доходов населения и уменьшения социально-экономического неравенства, будет любим и уважаем народом. Но найдется ли такой президент при нашей жизни?..