В США объяснили, почему Америка не может конкурировать с РФ в Арктике

21 июня 2021, 22:19

Россия лучших других стран подготовлена выполнять задачи в этом регионе.

Американский военный эксперт Роберт Фарли опубликовал статью, в которой объяснил, за счет чего Россия полностью превосходит США в Арктике.

За последнее десятилетие страны, граничащие с Арктикой, столкнулись с новой серьезной проблемой безопасности. Таяние арктических льдов открыло морские пути и возможности для освоения подводных ресурсов, но также выявило уязвимость государств, которые долгое время считали свои северные границы безопасными.

Неудивительно, что Россия подготовила своих военных к арктическим операциям лучше, чем любая другая страна. Во время Холодной войны Советский Союз готовился воевать через Арктику, как в воздухе, так и на море. Многие виды оружия и большая часть опыта той эпохи остались, оставив Кремлю смертоносный набор возможностей. Вот пять систем, которые Россия может использовать для защиты своих интересов в Северном Ледовитом океане, если когда-нибудь произойдет немыслимое.

Ледоколы

Единственным наиболее важным судном для выхода в Арктику является ледокол, и Россия сохраняет самый обширный флот кораблей в любой точке мира. Потепление не устраняет арктический лед, а наоборот, делает его движение более текучим и менее предсказуемым. Как гражданские, так и военные корабли будут нуждаться в поддержке ледоколов для выполнения своих регулярных задач, и в обозримом будущем Россия лучше всего подготовлена к тому, чтобы служить гарантом глобального доступа в Арктику.

Россия эксплуатирует четыре атомных океанских ледокола-судна, обладающие достаточной мощностью и дальностью действия для обеспечения военных экспедиций через Арктику. Кроме того, в распоряжении РФ имеется большое количество ледоколов с традиционным двигателем. В отличие от этого, Соединенные Штаты имеют доступ только к трем ледоколам береговой охраны США, а также к горстке канадских судов Береговой охраны.

Ледоколы гарантируют российским военным доступ в Арктику с уверенностью, которой не обладает ни одна другая страна. Это дает России большую свободу в планировании своей военной стратегии и стратегии доступа к ресурсам в полярном регионе.

Подводные лодки проекта 941 «Акула»

Иногда лучший способ справиться со льдом — это вообще его избегать. Американские, британские и советские военно-морские силы активно бороздили просторы Северного Ледовитого океана во время Холодной войны, когда ударные подлодки следили друг за другом. Российские подводники имеют большой опыт работы в Арктике, а также обширную вспомогательную структуру на старых советских базах вдоль кромки океана.

«Акула» — это чудовищная лодка, которая может нести огромный арсенал оружия. Она была построена в 1980-х годах, может эффективно действовать в противолодочных целях (либо подо льдом, либо в открытом море), а также там, где уменьшение количества надводного льда может сделать крылатые ракеты несколько более эффективными. «Акула» не так тиха, как ее западные аналоги, но она компенсирует этот недостаток в размерах и вооружении. Северный флот России, которому обычно поручаются арктические операции, в настоящее время содержит шесть «Акул», которые регулярно работают под ледовым покровом.

МиГ-31

Даже по мере того, как морской лед очищается, условия в Арктике будут затруднять проведение авианосных операций, увеличивая важность наземных самолетов. Действуя с баз вдоль кромки Арктики, МиГ-31 — быстрый, длинноногий перехватчик, разработанный на базе МиГ-25, может охватить большое пространство.

МиГ-31 и его предшественник были предназначены для охоты и уничтожения американских бомбардировщиков, когда они пытались проникнуть в Советскую ПВО. Хотя МиГ-25 действовал адекватно только тогда, когда его прижимали к боевой роли «воздух-воздух», МиГ-31 обладает лучшими радарами и превосходной маневренностью, что делало его более эффективной платформой превосходства в воздухе.

Конечно, МиГ-31 будет бороться в схватке с самыми передовыми истребителями поколения 4,5 и поколения 5, которые могут предложить Соединенные Штаты, но, учитывая отсутствие баз, их может не быть рядом, чтобы сражаться. МиГ-31 может сделать 2,83 Маха на высоте, с боевым радиусом около 900 миль. Россия эксплуатирует около 200 истребителей МиГ-31 между Военно-Морским Флотом и ВВС и предприняла шаги по возрождению и совершенствованию инфраструктуры для поддержки своих арктических авиабаз.

Ту-95/Ту-142

Ту-95 «Медведь» — один из старейших боевых самолетов, который до сих пор эксплуатируется. Как и В-52, он летает в стратегической обстановке, далекой от того, что предполагали его инженеры в 1950-х годах. Однако, как и В-52, Ту-95 зарекомендовал себя очень гибким планером, и его варианты долгое время эксплуатировались в морской патрульной конфигурации. Ту-95 (и его морской вариант, Ту-142) особенно хорошо чувствуют себя в холодном, мрачном небе Арктики, где сухопутные базы находятся далеко, а операции авианосцев часто нецелесообразны.

В своем классическом варианте Ту-95 «Медведь» может нести противокорабельные и противолодочные крылатые ракеты. Его морской патрульный вариант, Ту-142, может проводить противолодочные операции. С боевым радиусом свыше 3000 миль «Медведь» может действовать далеко за пределами досягаемости наземных и палубных истребителей, что очень удачно, потому что самолет больше не может убегать от вражеских перехватчиков. Как и в случае с В-52, Россия ожидает, что «Медведь» будет продолжать служить еще несколько десятилетий, обеспечивая проверенный вариант управления морем.

Спецподразделение

В Северном Ледовитом океане отсутствуют крупные массивы суши и значительные населенные пункты. Суровый климат делает практически непригодными для жизни даже самые крупные острова. В этих условиях военные практически не используют крупные пехотные или бронетанковые соединения.

Российские спецподразделения давно готовятся к ведению боевых действий в Арктике. Во время Холодной войны группы спецназа обучались нападать на объекты НАТО в Норвегии, на Фарерских островах, в Исландии и других местах. В последние годы Россия активизировала подготовку подразделений специального назначения, предназначенных для развертывания в Арктике. Подводные лодки, самолеты и надводные корабли могут доставлять эти группы, которые могут захватывать и удерживать труднодоступные районы, вести разведку и нарушать связь. Специальные силы также могут оказывать помощь в проведении поисково-спасательных операций гражданским работникам и командам в труднодоступных районах.

Вывод

Унаследованные системы холодной войны оставили Россию хорошо подготовленной к конкуренции за Арктику. Задача России будет состоять в том, чтобы поддерживать эти системы в рабочем состоянии («Медведь» и МиГ-31 давно выросли в зубах, как и многие ледоколы) и разработать эффективные замены. Однако, если изменение климата будет продолжаться, как ожидают многие эксперты, ответственность и возможности российских военных в Арктике будут только увеличиваться.

Виталий Романюк